В рамках национально-образовательной инициативы «Наша новая школа» сотрудники образовательных учреждений учатся не только думать, но и работать по-новому.
И если в начале всегда трудно, то сколько времени потребуется на то, чтобы совладать с новыми правилами игры, которые предлагает закон «Об образовании» в проекте 2010 года?
Патриотизмом по зарплате
По данным на 1 сентября 2010 года, в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода трудится 7143 учителя. Высшее образование имеют 91,9% работающих педагогов, среди них 86 кандидатов и 2 доктора наук. При незначительном сокращении доли учителей пенсионного возраста их процент остаётся довольно существенным. При этом молодёжь в школу идёт, но каждый восьмой специалист, подготовленный ННГУ, НГПУ или НГЛУ, из неё уходит.
Как удержать молодого учителя, который так нужен «новой школе», - сложный вопрос. По информации на 2009 год, с введением новой системы оплаты труда удельный вес фонда оплаты труда в школах уменьшился. При этом средняя зарплата руководителя составляет 28 842 руб., а учителя - 11 430 руб. С учётом того, что средний учитель - педагог с более-менее приличным стажем, молодёжь понять легко.
- Во многих школах и лицеях Нижнего Новгорода костяк педагогического состава формируется из выпускников этих учебных заведений, - говорит Ирина ТАРАСОВА, директор департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода. - Это отражается на имидже школы, лицея. Этиучебные заведения отличают более высокие результаты.
Со своей стороны городские власти стремятся поддержать и молодёжь, и опытных педагогов. Несмотря на демографический спад и кризис, финансирование образования в последние годы устойчиво растёт. Доля бюджета образования в расходной части бюджета города в 2010 году - 43,8%. Консолидированный бюджет образования - более 6,5 млрд руб.
Расходы по статусу
В ближайшем будущем учебным заведениям предстоит непростой выбор. Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений», до 1 июля 2012 года директорам школ и заведующим детских садиков предстоит выбрать статус, в который перейдёт учреждение бюджетной сферы: казённое, автономное или бюджетное учреждение нового типа. При этом по новым стандартам начального образования, включающим целый ряд параметров, в будущем у школы, как и у вуза, может быть приостановлено действие лицензии на оказание образовательных услуг в случае, если она перестаёт соответствовать.
- С одной стороны, повышение качества образования - задача исключительно учителей, - говорит Ирина Тарасова. - С другой стороны, большая ответственность лежит на плечах руководителей, которые должны не только предоставить все возможности для профессионального роста сотрудников, но и правильно распорядиться средствами, выделяемыми для школы. По новым стандартам, педагогу, возможно, будут оплачивать не только основные учебные часы, но и неурочные.
КСТАТИ
Пока решаются вопросы на федеральном уровне, школы готовятся к переменам. В городе сложилась чёткая система работы по непрерывному повышению квалификации. В 2009/2010 учебном году в городе функционировали 322 инновационные и 119 опорных площадок, в которых приняли участие 3706 педагогов города. Соответственно улучшаются и показатели у самих учеников: за пять лет качество обучения по городу в целом выросло на 4,7%. По сравнению с прошлым годом выпускники школ успешнее сдают и «страшный» ЕГЭ: в 2010 году мы стали лучшими в России по всем предметам, за исключением истории и географии. Что будет впереди - неизвестно. Хотя где наша «учительская» не пропадала.
Смотрите также:
- «Объединят, а не закроют». К чему приведёт оптимизация детсадов Нижнего? →
- Из 342 детских садов Нижнего Новгорода сделают 308 →
- Меньше школ - лучше образование →