Доходы на любовь

   
   

В нижегородском театре драмы показали, до чего может довести молодого парня пылкая любовь и стоит ли искать «доходное место».

В театре в очередной раз замахнулись на классику - на этот раз выбрали пьесу Островского «Доходное место».

Спектакли по пьесам великого драматурга созвучны любому времени. Если только не превращать Островского в фарс с суперэкпериментами и авангардными закосами, а принять его сердцем и добротно поставить. Это удалось московскому режиссёру Григорию Лифанову, который выбрал для постановки «Доходного места» именно нижегородский драмтеатр.

К пьесе обращались многие мастера. Мейерхольд в 20-е создал драму, полную романтизма, построенную на контрастах, с надеждой на то, что мир любителей денег будет разрушен. Постановка Марка Захарова в 60-е стала такой своевременной, что её очень быстро запретили. В своём спектакле в начале нулевых ударил по болевым точкам и Константин Райкин.

У ученика Марка Захарова Григория Лифанова получилась своя история молодого, восхищённого и пылающего любовью Жадова. Спектакль для тех, кто устал от кричащих столичных экспериментов, от авангарда, который съедает гениальный текст вместе с его автором и оставляет тяжёлое чувство тоски. Для тех, кто хочет увидеть классические пьесы не изменёнными, а олицетворёнными. Получилось честно и душевно.

- «Доходное место» - пьеса злободневная, животрепещущая, - говорит режиссёр. - Хочется, чтобы спектакль поднимал современные проблемы. К Островскому много подходов. Лично я не делаю ставку на эпатаж - иду к зрителю через драматурга. Главный эксперимент - это постичь автора и передать его идеи. Подать мысли автора современно, жёстко и через них раскрыть натуры актёров. Я видел премьеру «Доходного места» в Питере, где героиня в мини-юбке с удовольствием оседлала героя, чешского «Иванова» в одной рубашке без белья. Экспериментальное решение приемлемо, если оно работает на драматурга, не разрушает идею.

   
   

Парень-атавизм

У Лифанова юнец Жадов (Артём Прохоров) получился искренний, умный, чувствующий. Причём и задатки хорошие, и дядя (Вышневский - Анатолий Фирстов) при чинах. Ну чем не жизнь?! Работай, двигайся по служебной лестнице, единственное условие - особо не высовывайся, принимай авторитеты, «подмазывай», когда нужно. В общем, всё как сейчас. Но нет ведь. Парень не хочет воспринимать уважаемых людей априори. Он из другого теста. Он прыгает с ногами на стол, посидеть за которым мечтают другие. Хочет всё сам, от тёплого местечка отказался. Парень-атавизм среди чиновничьей тусовки. Да ещё жениться по любви надумал… Свято место пусто не бывает - на главное условие согласился простой, не особо образованный парень без пристрастий... Нормальная ситуация для офисной и корпоративной России.

- Я пытался показать, как не могут люди реализовать то, что им предначертано, что отмерено, - рассказывает Григорий Лифанов. - В нас заложено не сражаться с мельницами, а добиваться высот. А тут иерархическая лестница, мнение общественности...

Джульетта или девушка-пила?

К борьбе с мельницами добавляются семейные проблемы. Пока Жадов работает как проклятый, его трепетная возлюбленная Полина (Вероника Блохина) с каждым днём превращается из музы в супружницу-пилу. Она казалась ему глупышкой, внимающей каждому слову. Он мечтал, что создаст из этого человеческого пластилина чистый идеал. Но мастера без него есть. Джульетту обучили, какие платья и шляпки требовать от мужа, а главное - за какие струны дёргать (лучше пригрозить разводом, чтобы подействовало наверняка). С одной стороны, Полину понять можно - молодой человек, собравшись жениться, должен обеспечить семье финансовую стабильность. Но с другой стороны, девушка оказалась слишком падка на чужие тряпичные идеалы!

Российское ноу-хау «Ваше поколение будет счастливее» в очередной раз не сработало.

Чудо искусства

Конец можно предсказать, даже не читая Островского. Из любви к Полине Жадов поплёлся к дяде просить доходного места. Но у ставленного чиновника начались проблемы - его заподозрили в махинациях (вечная российская антикоррупционная кампания - Островский опять попал в точку). Вышневского даже жалко - по нынешним временам его бы назвали эффективным управленцем - работал, брал взятки, но ведь делал же, что обещал, и добивался результатов…

В итоге наш юный герой со своими идеалами вбежал на верхушку многоуровневой иерархии, на которой только недавно на золотом кресле восседал дядя. Любовь и правда оказалась сильнее денег.

...Постановка понравилась не только простым зрителям, но и нескольким чиновникам, которые пришли на премьеру. И пусть, как признаётся сам режиссёр, на уровень звенящей трагедии не вышли и жёсткой безысходности не достигли, но получился достаточно откровенный разговор о проблемах, которые понятны залу.

- Хорошие спектакли изменяют зрителя, - считает Лифанов. - В этом чудо искусства.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Георгий Демуров, художественный руководитель нижегородского театра драмы:

- Я бы сказал, что всё человечество озабочено сейчас поиском доходного места. Поэтому пьеса актуальна. Я всё мечтаю, что на неё будут ходить чиновники. Пригласил тут одного, он долго обещал. Как-то встретил его на улице: «Придёте?» Он только ответил: «Я вам позвоню» - и ретировался.

Наш театр держит классическую планку. Такой подход пользуется большим успехом, нежели современная драматургия. Я, конечно, может, чего-то не понимаю, но тут недавно зашёл на концерт Дроботенко, весь зал лежал от смеха, а я не нашёл, чему улыбнуться. Видимо, деградировал и отстал от жизни, но услышал только пошлость. Извините за скучный театр, без эпатажа, без кричащих элементов, без побегов в зал, без подхода «вверх ногами». Но я убеждён: то, что мы сохраняем классику, - правильно.

Смотрите также: