Перестраховались
Первая ловушка - это сопровождающее кредит страхование. По словам нижегородки Татьяны Валерьевны, при оформлении потребительского займа менеджер банка торопил с подписанием договора, не дал дочитать последние листы, уверяя, что там всё в порядке:
- Оказалось, что я согласилась подписать страхование кредита. Но мне сказали, что изменить уже ничего нельзя, придётся платить.
Нина Цветкова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, считает, что страхование в таком случае можно расценивать как навязанное. Порой заёмщику предлагают застраховать не только жизнь и здоровье, но и банковские риски и риск утери товара (хотя в данном случае человек получает услугу).
- В данном случае выбор остаётся за потребителем - соглашаться или нет на страхование, - говорит Нина Константиновна. - Но бывают случаи, когда банки могут отказать в выдаче кредита при отказе потребителя заключить договор страхования. Это неправильно. Если вы попали в такую ситуацию, можете обратиться с заявлением в банк о расторжении договора страхования. Если это не поможет, можно решать вопрос в судебном порядке.
Долги из почтового ящика
Ещё одна интересная форма привлечения клиентов - подсунуть им кредитную карту, не спрашивая согласия. При оформлении кредита в магазине вам выдают огромную кипу документов, буклетов, и где-то в недрах этой кучи таится пластиковая карта - естественно, не активированная.
Другой случай - через какое-то время после заключения кредитного договора из вашего родного банка вам может прийти кредитка по почте. Для её активации необходим пин-код. Вам (или любому другому человеку, вынувшему карту из вашего почтового ящика) код с удовольствием сообщат по телефону - стоит только назвать номер клиента и свою фамилию (которая, кстати, указана в письме). Недавно нижегородцу Виталию Егорову банк сообщил о долгах по кредитной карте, а тот её даже в глаза не видел.
В областном управлении Роспотребнадзора отмечают, что такие схемы некоторые банки активно использовали в 2005-2007 годах. В декабре 2007 года вступила в силу статья 10 федерального закона «О защите прав потретителей», согласно которой изготовитель товара или производитель услуги (в данном случае банк) должен донести до потребителя полную информацию о кредите - начиная от точной суммы, процентной ставки, подробного графика погашения. То, что клиент ознакомился с информацией, он должен подтвердить подписью.
Поэтому если вам предъявили чужие долги по кредитке из почтового ящика, можете смело идти в суд - вы нигде не расписывались. Вашу позицию подкрепляет и Гражданский кодекс РФ, по которому кредитный договор должен быть заключён с личными подписями той и другой сторон.
В тему
Как нам сообщили в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, в марте прошлого года Высший арбитражный суд РФ признал незаконным взимание комиссий за открытие и ведение ссудного счёта (постановление № 7171/09 от 2 марта 2010 года).
В решении указано, что включение в кредитный договор условий о комиссии за открытие ссудного счёта нарушает права заёмщиков как потребителей финансовых услуг: открытие и ведение ссудного счёта не является самостоятельной банковской услугой, отличной от кредитования. Процедура ведения такого счёта является для банков обязательной. Именно поэтому клиенты сейчас подают в суд, чтобы вернуть затраченные деньги. Но стоит признать, это достаточно трудоёмкий поцесс.
Смотрите также:
- Прозрачный кредит. Как взять взаймы и не переплатить →
- Можно ли взять потребительский кредит без страховки? →
- Чем опасны быстрые деньги? →