Дело живёт? Как «выруливает» из кризиса малый бизнес в России

Люди за четыре месяца соскучились по посиделкам в кафе, но денег на это особо нет. © / pixabay.com / pixabay.com

Казалось бы, все наши любимые магазинчики, парикмахерские, спортзалы будут работать вечно – они же так нужны людям! Но коронавирус нанёс ощутимый ущерб самочувствию малого бизнеса. Получится ли восстановиться?

   
   

В тупике

У нижегородца Анатолия В. два небольших спортзала, площади он арендует у частных лиц. Работают залы давно, люди туда ходят годами. В общем, до пандемии всё было неплохо. 24 марта в регионе объявили обязательную самоизоляцию, залы, естественно, закрыли. Тренеры поддерживали посетителей как могли – создали чат, грузили туда видео с упражнениями для домашних тренировок.

5 августа в регионе разрешили наконец работы фитнес-центров, но при условии, что в группе не больше 15 человек и занимаются они на свежем воздухе… Таких тренировок маленькие спортзалы обеспечить не могут: центр города, всюду припаркованные машины, парков рядом нет. Дело так и стояло. Арендодатели сделали некоторую скидку, но не навсегда же!

Нижегородка Елена Токарева тоже ждёт, что нормальная жизнь вернётся. Когда-то Елена работала бухгалтером в крупной корпорации, но незадолго до пандемии уволилась и открыла собственное дело, благо на это были сбережения. В центре города она создала маленькое кафе с домашней кухней: супы, котлетки, гарниры. Сама стала и поваром, и управляющей.

Кафе стало пользоваться успехом. Поесть сюда приходили сотрудники близлежащих офисов, а вечерами на огонёк заглядывали друзья. Когда нагрянул коронавирус, заведение пришлось закрыть – работать навынос не получилось, картошку с котлетой в контейнере можно и из дома в офис принести, это не суши и не пицца.

Но и после отмены многих ограничений ситуация сложная. «По изменившимся санитарным нормам в наше маленькое кафе мы можем пускать только пару клиентов в час, – объясняет Елена. – Но это совершенно невыгодно для заведения… Пока мы так и не открылись».

Закрыла и не пожалела

Елена Гарина одной из первых в Рязани занялась наращиванием ресниц. Сумела открыть студию, специализированный магазин с материалами для мастеров и аккредитованный обучающий центр. Работы всегда было очень много. Елена признаётся: практически не бывала дома. Но пандемия устроила в жизни бизнес-леди кардинальные перемены.

   
   

«Я решила закрыть студию и обучающий центр. В первую очередь беспокоилась за здоровье клиентов и мастеров, – объясняет Елена. – Кроме того, понимала, что в такое сложное время вряд ли кто-то побежит наращивать ресницы… Всё же это не дело первой необходимости».

Ясно, что о господдержке в данном случае речи не шло. Мастеров Гарина не бросила – постаралась трудоустроить и до сих пор даёт клиентам телефоны бывших сотрудниц. Сама же сосредоточилась на работе с магазином. Говорит, что удалось структурировать бизнес, расширить ассортимент. Цены повышать не стала – наоборот, каждую неделю устраивает несколько акций. По словам рязанки, о закрытии салона и обучающего центра она ни разу не пожалела. Теперь у неё больше времени на семью…

Все надежды на себя

Парикмахер из Ярославля Светлана Смирнова считает, что довольно безболезненно прошла пандемию. Светлана несколько лет назад решила работать на себя. Сняла помещение в спорткомплексе, от посетителей отбоя не было. Появилась постоянная клиентская база. Светлана орудовала ножницами с утра до последнего клиента.

Весной из-за ограничительных мер спорткомплекс закрылся. «Клиенты сами подсказали выход – стали приглашать домой. Ходить лохматыми никому не хотелось», – рассказывает Светлана. Прежде чем принять заказ, она, конечно, интересовалась, нет ли больных в доме. Так прошли два с лишним месяца. Доходы, конечно, снизились: теперь, чтобы обслужить одного человека, требовалось больше времени. «Но главное – работа была и денег на жизнь хватало».

Варианты использования господдержки Светлана не рассматривала: «Сначала говорили, что с государственных субсидий надо уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды и НДФЛ. И это, конечно, оттолкнуло от затеи брать деньги из бюджета».

Потом эти требования отменили, но Смирнова настроилась на самовыживание. И в общем с задачей справилась. Сейчас её салон работает как и раньше, все санитарные требования она соблюдает. И даже цены не подняла.

У Ильи Мухина из Владимира четыре месяца не работало кафе. Часть персонала уволилась, сейчас в экстренном порядке приходится обучать новых официантов. Летняя веранда, которой разрешили работать с середины июля, принесла больше головной боли, чем прибыли. На улице гости долго не засиживались, а кто-то уходил, не заплатив…

Но Иван не теряет оптимизма: «Сейчас сложно всем, на плаву останутся лишь самые сильные. Уверен, мы окажемся в их числе. Главное, чтобы осенью нас опять не закрыли». По его расчётам, убытки удастся закрыть лишь к началу следующего года…

Убытки по осени считают

За время пандемии потребители изголодались по услугам. Но как долго будет расти этот отложенный спрос?

«У малого бизнеса выхода нет. Ему надо возобновлять работу на тех объёмах выручки, которые сейчас могут принести клиенты, - говорит Юрий Кузьмичёв, директор консалтинговой компании (Нижний Новгород). - Но у людей на многое просто денег нет. За время пандемии потребители сильно потратились, порой не имея никакого дохода. Сейчас многие экономят на чём только возможно.

Я бы не верил статистическим данным, которые уверяют, что наблюдается серьёзный рост в неких отраслях потребления. Речь идёт об отложенном спросе. Люди, например, четыре месяца ждали, когда откроют магазины, салоны красоты, и рост потребления пока действительно есть.

Но вот потребители купили то, что собирались, подстриглись, а дальше многие будут экономить!

На летних верандах кафе народа действительно вроде бы много. Но сколько выручки эта толпа приносит заведению? Может, люди купили стакан чая на пятерых. На примере кафе как раз ярко проявляется эмоциональная составляющая отложенного спроса: мы соскучились по общению, по общепиту, по летней погоде. Но пойдут ли люди в кафе осенью?

А ещё за время пандемии у людей выработался страх. Я знаю многих, кто и после открытия тех же торговых центров и кинотеатров туда ещё долго не пойдёт. Изменилось потребительское поведение.

По большому счёту, коронавирус проблемы малого бизнеса просто усугубил. То, что они уже были, понятно давно. Если доходы населения не растут, откуда взяться выручке у малого бизнеса? Наше государство тоже такому сегменту предпринимательства особо не помогает. Мой прогноз: если в стране не поменяется общеэкономическая ситуация, не знаю, сумеем ли мы этот кризис преодолеть».

Компетентно

Государство не оставило бизнес без поддержки. Предприятиям отраслей, признанных пострадавшими от пандемии, к примеру, можно было получить кредиты на поддержку занятости (при условии сохранения 90% штата), малым и средним предпринимателям – субсидии (по 12 130 руб. на сотрудника) и отсрочку по аренде государственного и муниципального имущества. Для всех налогоплательщиков продлили сроки предоставления налоговой отчётности, а представителям пострадавших отраслей предоставили налоговые каникулы (3-12 месяцев).

Кроме того, малым и средним предприятиям вдвое снизили страховые взносы. Были и отдельные меры поддержки регионального уровня – например, в Нижегородской области платили пособие в размере МРОТ официально самозанятым, если те соглашались на общественно полезные работы.

Языком цифр

Спрос на услуги у россиян остаётся «подавленным»: так, на последней неделе июля индекс потребительской активности Sberindex.ru, отражающий разнообразие приобретаемых товаров и услуг, даже снизился с 771,1 до 74,7. Несмотря на смягчение ограничений, в России, по данным экспертов Сбербанка, так и не открылись 7,5% точек сектора услуг и 3,8% непродовольственных магазинов. Но и в уже работающих точках люди не спешат тратить деньги в обычном режиме. В кафе и ресторанах на той же отчётной неделе они оставили на 27,7% меньше, чем годом ранее, в спа-салонах – на 21% меньше в сравнении с тратами годичной давности.

Кстати, сервис «2ГИС» исследовал состояние отрасли общественного питания в 15 российских городах-миллионниках по итогам I полугодия 2020 г. Если в двух столицах по итогам шести месяцев есть даже рост числа кафе и ресторанов, то, к примеру, в Нижнем Новгороде 12,5% заведений закрылись, и это самый высокий показатель среди миллионников. А вот средний чек по городу показал рекордный рост на 7,5% (до 657 руб.) – бизнес вынужден повысить цены, чтобы компенсировать себе падение выручки.