Но предприниматели говорят, что показатели могли бы быть и выше. Что сдерживает развитие индустрии в регионе, в преддверии 25-летия Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) обсудили эксперты.
Ударные ставки
Депутаты Госдумы рассматривают проект нового федерального закона «О промышленной политике». Потребность в нём давно назрела. Обострилась ситуация благодаря западным санкциям, на которые наше государство вынуждено отвечать.
В этом году закон должны принять, правда пока неясно, в каком виде. Например, неизвестно, войдёт ли в законопроект пункт о создании фондов поддержки промышленности. Их учредителями должны стать государственные и коммерческие структуры. Предположительно, эти фонды выдавали бы кредиты предприятиям под 2% годовых. Заёмные средства компании могли бы направить на техническое перевооружение - проблему номер один для нашей промышленности. Её особенно обострили экономические санкции.
- В прошлом году средний процент по кредиту до трёх лет в России составлял 13,5%, свыше трёх лет - 15%. Ни в одной стране мира такого нет! Сегодня 42% прибыли предприятий уходит на обслуживание кредитов коммерческих банков, - говорит Валерий Цыбанев, генеральный директор НАПП.
Взгляд на восток
Почти везде сейчас работает импортное оборудование. К нему необходимы расходные материалы, комплектующие. Большая часть из них также зарубежного производства. Как их достать, когда поставки прекращены?
- Над проектом самолёта МС-21 мы работаем совместно с американцами, немцами, шведами, французами. Всё, что касается разработки, пока вопросов не вызывает. А вот с оборудованием трудности есть, - отмечает Виктор Тятинькин, генеральный директор производственно-конструкторского объединения. - Мы создаём самолеты. В небе обочин нет - и нет права на ошибку, всё должно функционировать без сбоев. Многие предприятия оборонного комплекса работают на импортном оборудовании. Так что это сейчас общая проблема.
По условиям санкций, договоры на поставку станков или комплектующих, заключённые до их введения, считают действительными. Хотя уже есть случаи, когда зарубежные партнёры просто вернули деньги покупателям из России. Нижегородские предприятия сейчас пытаются найти отечественные аналоги. По словам Сергея Дмитриева, ректора НГТУ им. Алексеева, взаимодействие вузов и предприятий в научной сфере особенно важно в нынешней ситуации импортозамещения. В Нижегородской области уже создана единая база данных запросов и предложений. Дело за тем, чтобы эту внутреннюю областную кооперацию поддерживать и расширять.
Многие российские компании обратили свои взгляды на восток - на- деются, что с Китаем таких «выкрутасов» как с Европой не будет.
- Во времена Советского Союза американцы ничего не продавали нам без разрешения Госдепа. Мне кажется, ситуация не изменилась и сейчас, - высказался Омари Шарадзе, президент торгово-строительной компании. - Да, надо работать с Западом, но допускать, чтобы от них зависели наши системо-образующие производства, нельзя. Вот взять хотя бы скоростное движение поездов. Немцы ведь поставляют нам совсем не новые технологии. Немецкие поезда ездят со скоростью 200 км/ч, а китайские - под 500 км/ч. Есть разница? Мы всегда умели делать всё сами. Разучились? Значит, надо учиться заново.
- Мне кажется, сейчас самое время для нас нажать на педаль газа, чтобы рвануть в том направлении, которое мы считаем нужным, - подчёркивает Николай Нестеров, председатель совета директоров группы компаний. - Я убеждён: такие организации как ВТО созданы для того, чтобы продвигать интересы транснациональных компаний по всему миру. Сейчас наша страна должна пересмотреть все взятые на себя обязательства, чтобы защитить свои собственные интересы.
Пора перевооружаться!
У нижегородской индустрии есть и другие проблемы. Например, высокие цены на ресурсы. Стоимость электроэнергии у нас, например, в три раза выше, чем в США; в два раза больше, чем в Европе. Всё это негативно сказывается на себестоимости отечественной продукции, особенно бумажной и металлургической - их производство требует значительных энергозатрат.
- Давно пора регулировать цены на энергоносители. Ежегодный рост порой зашкаливает, - считает Павел Лебедев, президент Борской ассоциации товаропроизводителей. - Нужно ограничить действия надзорных органов, которые порой перегибают палку. Например, я покупаю доски, чтобы сколотить ящик для отправки продукции. На этот ящик мне придётся получить массу заключений и заплатить за каждую бумажку. Я бы лучше эти деньги направил на техническое перевооружение! Всё это вместе заставляет предприятия не развиваться, а выживать.
Промышленники подчёркивают: в нынешних условиях нам нужно двигаться вперёд, причём резко - к сожалению, по многим позициям мы сильно отстали от Запада. Пора перевооружаться!
Нижегородские предприниматели надеются, что новый закон «О промышленной политике» решит многие наболевшие вопросы.
- Наша главная задача - создать такие условия для предприятий, в которых они могли бы быть конкурентоспособными и выпускать конкурентоспособную продукцию. Как только мы это сделаем, все остальные проблемы решатся сами собой, - говорит Игорь Сазонов, и.о. министра промышленности и инноваций Нижегородской области. - Штаны, пошитые в Нижегородской области, в любом случае должны быть дешевле, чем китайские. Как минимум потому, что Китай далеко. А у нас всё наоборот. Зато у нас есть масса продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке, но её у нас не покупают. Это изделия лёгкой и мебельной промышленности, металлообработки. И для этого есть масса субъективных причин. Существует стереотип, что российская продукция - это ширпотреб. Но ни один автопроизводитель не даёт на свои машины гарантию в три года, как, например, «ГАЗ».
В условиях открытой рыночной экономики, которую в России столько времени строили, санкции - это нонсенс, считают промышленники. Они связаны с политическими разногласиями, которые рано или поздно разрешатся. А производства надо развивать в любых политических условиях.
Смотрите также:
- Директор экспертного центра «Мера» Сергей Борисов: →
- «Жизнь - это ответственность за поступки» →
- Точка роста – человек →