Рост прироста
Цифры говорят сами за себя. Cегодня в регионе 119 000 субъектов малого предпринимательства, в которых работает более 576 000 человек - более 35% экономически активного населения. Получается, каждый третий житель региона трудоспособного возраста работает в малом бизнесе.
- Оборот малых предприятий области в 2011 году в сравнении с 2010 годом вырос на 20,4% - до 446 млрд руб., - говорит Сергей БЕЛЕНКОВ, замначальника управления потребительского рынка и услуг министерства поддержки малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. - Малый бизнес в регионе развивается бурными темпами. По этому показателю мы занимаем 2-е место в ПФО и 11-е по России.
Большой вопрос - в чём больше нуждается малый бизнес, особенно только-только встающий на ноги: в рыбе или в удочке? В финансовых вливаниях или в консультациях, в помощи в выборе и разработке направления развития?
В 2011 году на финансовую поддержку малого бизнеса в Нижегородской области выделено 383 млн руб. региональных и федеральных средств.
- Конечно, поддержку всем оказать невозможно. Выделенных бюджетных средств для этого недостаточно. Сейчас уже ощущается дефицит - заложенные деньги на финансовую поддержку на 2011 год мы израсходовали ещё осенью. На этот год запланировано порядка 40 млн руб. на финансирование программ поддержки малого предпринимательства, размер средств из федеральной казны Минэкономразвития пока не утвердило, - подчеркнул С. Беленков.
Получается: предприниматель обратился в министерство с проектом, прошедшим все согласования, а денег на реализацию нет…
Ставки и риски
Куда податься предпринимателю в этом случае? В банк. Кредиты малому бизнесу Сбербанк, к примеру, всегда выдавал активно.
- Крупный бизнес готов привлекать кредитные средства для развития - большинство активно используют финансовые рычаги заёмных средств для развития. Малый бизнес подчас займы пугают, он не любит работать в долг, - рассуждает Всеволод ЕВСТИГНЕЕВ, директор управления продаж корпоративным клиентам Волго-Вятского банка Сбербанка России. - Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетов на этот год. Наша задача - оказать реальную финансовую поддержку предпринимателям. Более года активным спросом в банке пользуются беззалоговые кредиты для малого бизнеса, основанные на доверии. Нужно поддерживать тех, кто только хочет создать свой бизнес. Для этого сегмента разработаны совместные программы банка и предприятий, представляющих франшизы, в рамках которых клиент получает не только заём, но и возможность работать под известным брендом в своём регионе, с готовыми технологическими решениями.
В разговоре о кредитах не смогли обойти вопрос размера ставок. По мнению Юрия КУЗЬМИЧЁВА, директора нижегородского «Магазина готового бизнеса», порой предприниматели боятся, что будут работать только на погашение кредита.
- Банк выдаёт кредит, если уверен, что бизнес будет приносить прибыль с учётом долговой нагрузки. При этом ставки выше на займах без обеспечения, для старт-апов. Для обеспеченных кредитов ставки ниже, - говорит В. Евстигнеев.
- Если у вас хорошая кредитная история, залог, если вы уже работаете на рынке, ставки будут гораздо ниже - например, не 19, а 11%. Хочу отметить, что во всём мире банки активно кредитуют действующий бизнес, - говорит Марк ФЕЛЬДМАН, управляющий филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Нижнем Новгороде. - Был очень тяжёлый период развития кризисных явлений - 2008, 2009, 2010 годы. Сейчас банки открыли все двери, кредиты более доступны для предпринимателей. Таких выгодных условий и разнообразных продуктов, как сейчас, не было даже до кризиса.
- При кредитовании малого и среднего бизнеса ставка формируется не только на основе состояния рынка, но также специфики бизнеса заёмщика. Банки сегодня реально готовы кредитовать предпринимателей, но не могут не просчитывать риски. Если кредитуемый проект умирает, банк теряет деньги, - высказался Дамир САЛЕХОВ, заместитель управляющего филиалом «Нижегородский» ОАО Банк «Открытие».
Не хватает грамотности
Эксперты соглашаются: в регионе действуют программы господдержки малого бизнеса, разработаны широкие линейки кредитов, но лишь 10% предпринимателей хотя бы знают об этих программах.
- В основной массе предпринимателей нет достаточного уровня финансовой грамотности. Кредит до сих пор воспринимается не как финансовый инструмент, а как долг и бремя, - считает Юрий Кузьмичёв. - Финансовую грамотность пора воспитывать со школы, на уровне среднего образования искать будущих предпринимателей.
К слову, банки не только вкладывают средства в повышение финансовой грамотности бизнеса, организуются семинары, программы. По словам В. Евстигнеева, повышение финансовой грамотности происходит даже на уровне рассмотрения бизнес-плана для кредита, ведь задача банка - вырастить предпринимателя, своего перспективного клиента. Порой отказать в выдаче кредита - значит не позволить попасть в долговую яму. Сотрудники банка могут проконсультировать, какой путь лучше выбрать для данного бизнеса.
Для влюблённых в дело
Что посоветовать тем, кто только задумался о своём деле или уже готов стартовать?
- Выбирайте для бизнеса сферу ваших интересов, компетенции. Если есть дело, в которое вы влюблены, не задумываясь, начинайте! И может быть, на уровне старта не нужно грезить о большой прибыли, - говорит Дмитрий КУЗИН, предприниматель. - А дальше - развиваться, изучать рынки. Не пытаться потратить взятый кредит, а эксплуатировать. А может, лучше создать актив, который принесёт деньги. Для этого нужно изучать потребителя. Мы часто не знаем, для кого мы работаем.
- Нужно рассчитывать свои возможности. Каждый бизнесмен может сам оценить, насколько кредитоспособно его предприятие. Для приблизительного анализа потребуется только учёт всех доходов и расходов. Это обязательное условие для ведения любого бизнеса, - говорит М. Фельдман. - И конечно, на федеральном уровне должны создать благоприятные условия для малого бизнеса. Не на уровне деклараций, а конкретными делами. «Серая» зарплата, откаты, коррупция - всё это тормозит развитие бизнеса. С этим нужно бороться совместными усилиями. Это гораздо важнее, чем снижать ставку - она сейчас рыночная.
Смотрите также:
- Помогите драйверу. Кто поддержит малое предпринимательство в регионе →
- Как работает «буксир экономики»? →
- Пора ли спасать малый бизнес? →