Кровеносная система бизнеса: как работает логистика в Нижегородской области

   
   

Сервис под заказ

Логистика - в широком смысле всё, что связано с затратами предприятия по обеспечению своей деятельности. Но чаще под логистикой понимают комплекс услуг по хранению, транспортировке, таможенному оформлению, упаковке товара.

В докризисные времена часто говорилось о необходимости создания крупных логистических центров. В Нижегородской области планировалось разместить единый приволжский центр. Но в кризис строительство крупных складов без участия логистических операторов не принесло ожидаемых результатов.

- Инвесторы готовы вкладывать средства в тот бизнес, который уже реально существует и его развитие с высокой вероятностью принесёт прибыль, - отметил Дмитрий АКОПОВ, руководитель обособленного подразделения компании GEFCO. - Выгоднее строить логистические структуры под конкретного клиента. Рассчитывать на то, что потребитель захочет использовать готовую инфраструктуру, не приходится.

Именно к пути развития логистики под интересы конкретного крупного заказчика стремятся многие участники рынка. Показателен пример группы компаний «АЛИДИ». Михаил МИЛЛЕР, директор по продажам логистических услуг «АЛИДИ», объяснил, что фирма начинала как дистрибьютор одного из крупнейших производителей бытовой химии и товаров для здоровья. В дальнейшем сфера деятельности расширилась, появились собственные девелоперские проекты. Первая очередь складского терминала класса А площадью 14,1 тыс. кв. м, включая мезонины, в Нижнем Новгороде была введена в эксплуатацию в 2005 году, вторая очередь площадью 21,9 тыс.кв.м - в 2009 году. Заключение долгосрочного контракта с известным федеральным поставщиком бытовой техники в значительной степени стимулировало и строительство терминала.

- Во главе угла должна стоять потребность клиента в оказании подобного рода услуг, - подчеркнул Михаил Миллер.

Качество или цена?

С одной стороны, отрасль сейчас бурно развивается, с другой - погоня за дешевизной препятствует движению вперёд. Приход в Россию европейских компаний сразу поднял планку качества услуг. Усилилась конкуренция.

   
   

- У нас достаточно высокая добавочная стоимость, - не скрывает Дмитрий Акопов. - Но если мы хотим работать по европейским стандартам, по правилам, принятым в цивилизованном мире, нужно понять необходимость дополнительных затрат.

Например, выбрать оптимальный маршрут движения и отследить путь прохождения груза нельзя без современных технических средств.

- Сегодня есть варианты обеспечения навигации для логистических компаний любого уровня, - констатирует Сергей ЛЕВИН, директор предприятия «НИКА КОМ». - От обычного GPS-навигатора до полностью автономной системы с собственным сервером, - в зависимости от потребностей.

Качественное хранение, оперативная доставка, надёжность перевозок, соответствие международным требованиям - всё это требует расходов. Клиенты стараются сэкономить, обращаясь к перевозчикам с низкими тарифами.

-Главная беда для серьёзных фирм - демпинг со стороны недобросовестных конкурентов, - определил проблему Алексей АКУЛИН, директор ООО «Логистика Приволжья». - Выйти на рынок может кто угодно, лишь бы цена была ниже средней. Вот и отправляют грузы без охраны, без страховки, с многочисленными нарушениями. Такая политика тормозит развитие качественной логистики.

Что скрыто от глаз

От того, насколько грамотно осуществляется хранение и перевозка, зачастую зависит качество товара, особенно скоропортящихся продуктов. Но проследить за процессом сложно.

- По закону мы вправе проверять предприятия не чаще одного раза в 3 года, - говорит Татьяна БУРКОВА, начальник отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - Внеплановые проверки проводятся по жалобам потребителей или сигналам государственных органов. Но потребитель не видит, как идёт перевозка, поэтому жалуется на неё редко. Впрочем, мы и при плановых проверках находим массу нарушений правил хранения и транспортировки продуктов питания.

Галина КАЗАНСКАЯ, начальник отдела надзора на транспорте облуправления Роспотребнадзора, добавила, что контроль затруднён ещё потому, что в регионе нет единого координирующего органа по вопросам логистики. Большинство услуг оказывают разрозненные компании. И надзорные органы контролируют их не как отрасль в целом. Самая частая претензия к перевозчикам - повышенный уровень шума в машине.

Кто ответит за товар?

Актуальная проблема - обеспечение безопасности перевозок. Машина попала в ДТП, товар украден или испорчен… Казалось бы, логично застраховаться от этих рисков. Но и тут есть множество нюансов.

- Страхование грузоперевозок возможно по разным сценариям, - разъяснят Елена ИЛЬИНА, заместитель директора по продажам страховой компании «Прогресс-Гарант». - Можно застраховать сам груз, а можно - ответственность перевозчика. Оптимальный вариант для клиента - застраховать груз. Так как здесь спектр страховых рисков шире, что бы с грузом ни произошло - страховая компания будет отвечать всегда. При страховании ответственности перевозчика, если пострадал груз, нужно доказать причастность перевозчика, чтобы компания могла выплатить страховое возмещение. Но здесь возникает нередко конфликт интересов владельца груза и перевозчика. Многие владельцы считают, что на время перевозки страховая составляющая входит в зону ответственности перевозчика, грузовладелец не хочет брать не себя дополнительные затраты. Поэтому иногда приходится страховать не груз, а ответственность перевозчика. Но этот вид страхования достаточно сложен в практическом исполнении, есть ряд юридических тонкостей, затрудняющих страховые выплаты.

Антон АЛЕКСАНДРОВ, директор филиала ОАО «СК «Пари» в г. Нижний Новгород, считает, что корень зла не в работе страховщиков, а в отсутствии нормативных документов, определяющих деятельность транспортных компаний.

- Ранее транспортная отрасль была лицензированной, существовали единые регламенты, - напомнил Антон Александров. - Сейчас регламенты прописывают сами компании. На перевозчика перекладывается ответственность за всё. Документы оформляются так, что определить виновного очень трудно. Соответственно и страховщик не может произвести выплату по ответственности перевозчика. Также существуют и другие юридические проблемы для выплаты страховых возмещений.

Правительством выбран путь создания саморегулируемых организаций (СРО) на транспорте. Для их реализации всем участникам рынка необходимо иметь единые регламенты, которые будут жёстко контролироваться участниками СРО. И нужно привести наше законодательство в единый логически завершённый порядок взаимодействия между участниками рынка. До тех пор, пока управление логистикой не станет прозрачным, борьба с нарушениями успехом не увенчается.

Смотрите также: