Долгожданная стабильность

   
   

Авторынок оказался одним из наиболее пострадавших от кризиса – в среднем продажи дилеров упали на 65%. Но к концу года эксперты констатировали: продажи стабилизировались и со следующего года, пусть и незначительно, но будут расти.

Так ли это на самом деле? Чтобы выяснить, чего ждать нижегородскому авторынку и потенциальным покупателям машин в следующем году, «АиФ– НН» провёл круглый стол на эту тему с участием автодилеров, банкиров, брокеров и страховщиков.

Хуже не будет

Татьяна Арабаджи, директор компании Russian Automotive Market Researsh, специализирующейся на исследованиях авторынка, подтвердила: продажи больше не падают, падение стабилизировалось на уровне 50 - 52%. И это уже очень неплохо, считает Марк Фельдман, управляющий Нижегородским филиалом банка «Уралсиб»:

- Мы работаем с автодилерами, анализируем ситуацию и видели, что у некоторых из них продажи упали даже на 80%. Поэтому стабилизация продаж на уровне 50% от докризисных объёмов - это хороший показатель.

По прогнозам Татьяны Арабаджи, «рынок сможет восстановиться до показателей 2008 года, когда в России было продано 2,93 млн машин, только к 2016 году, в лучшем случае - к 2015 году».

Вместе с тем, как говорит заместитель директора компании «Центр-Авто» Наталия Аверина, несмотря на кризис, некоторым маркам всё же удалось сохранить свою долю рынка.

   
   

- Скорее всего, это связано с появлением новинок и ценовой политикой этого производителя, - предположила она. В свою очередь Татьяна Арабаджи отметила, что недорогие машины, конечно, пользовались большим спросом. Но самым устойчивым оказался сегмент дорогих авто - внедорожников и люксовых марок. Эксперты объясняют это тем, что покупатели таких марок и сами обладают высокой устойчивостью в финансовом плане.

В продажах подержанных авто падение было наименьшим.

- Сейчас крупные авторитейлеры обращают особое внимание на этот сегмент, - отмечает Татьяна Арабаджи. - И не случайно. Мы проанализировали показатели и увидели, что в 2008 году в Нижегородской области было продано 125 тысяч подержанных машин, а в этом году - 97 тысяч. Как видите, продажи в этом сегменте тоже упали, но отнюдь не на 50%.

Кредиты и «отказники»

- Сегодняшняя ситуация на нижегородском авторынке не позволяет говорить о каком-либо росте продаж, - отмечает Наталия Аверина. Тем не менее определённые поводы для оптимизма всё же есть: автокредитование заметно оживилось. С наступлением кризиса многие банки или ушли с рынка автокредитов, или настолько ужесточили условия их выдачи, что они стали похожи на заградительные барьеры. Но сейчас ситуация меняется.

Производители пытаются создавать совместные программы с банками, которые позволили бы повысить лояльность банков по отношению к их покупателям, увеличить сроки кредитования, снизить ставки, снизить количество отказов. Это, конечно, нам сильно помогает.

Георгий Гречин, управляющий РОО «Нижегородский» банка ВТБ24, рассказывает:

- Сегодня мы предлагаем три основные программы автокредитования. По экспресс-программе решение о выдаче кредита принимается в течение 2 часов, по стандартным программам - на второй день, причём сам кредит мы можем выдать уже через 2 - 3 дня. Сейчас мы ежемесячно выдаём 120 - 130 автокредитов. До кризиса - в 1,5 - 2 раза больше. Доходы населения упали, в итоге людей, которые могут себе позволить взять автокредит, стало меньше.

Марк Фельдман не согласился с тем, что в 2009 году банки сворачивали программы автокредитования.

- Раньше автокредитование было одним из самых развивающихся сегментов рынка. Сейчас всё изменилось. Но мы ни на один день не уходили с рынка автокредитов! - уверяет он. - И в целом даже не изменили подход к заёмщикам на период кризиса. Да, ставки по специальным программам, которые реализуются совместно с производителями, более привлекательны. Но и по обычным программам наши ставки варьируются в зависимости от региона в пределах 12 - 14% годовых в рублях. Это нормальные ценовые условия. Мы по-прежнему лояльны по отношению к своим клиентам. Поэтому мы сотрудничаем с производителями, с дилерами, проводим совместные акции, участвуем в программе господдержки автопрома. И это даёт свои результаты. Уверен, в 2010 году рынок автокредитования ждут достаточно хорошие перспективы.

Сейчас, по словам банкира, в нижегородском регионе «Уралсиб» ежемесячно выдаёт по 50 - 60 автокредитов, тогда как до кризиса банк обеспечивал займами на покупку автомобиля 300 - 350 человек в месяц.

Однако Павел Журавлев, генеральный директор финансовой компании «Кредлайн», уверяет, что на самом деле банки не так охотно выдают автокредиты, как говорят об этом: «Многим брокерским конторам пришлось временно закрыться. В разгар кризиса большинству моих клиентов, которые были одобрены банками и ожидали выдачи кредитов, так и не удалось их получить - в последний момент им отказали. Банки утверждали, что они продолжают кредитовать приобретение автомобилей, но в реальности у некоторых из них количество отказов доходит до 100%».

Банкиры признают, что количество отказов и сейчас велико. По словам Георгия Гречина, в его банке количество заявок в среднем в 2 раза выше, чем количество выдаваемых кредитов, а Марк Фельдман говорит, что у них кредит получают только 30% заявителей.

- Для нас важны качественные продажи, - объясняет банкир. - Допустим, есть заёмщик, который работает в крупной компании. У него стабильный доход, и на первый взгляд нет причин отказать ему в выдаче автокредита. Но большинство таких заёмщиков на самом деле уже имеют кредитную нагрузку, например ипотеку. Разумеется, мы учитываем эту информацию.

А вот Наталию Аверину количество отказов по автокредитам в банках сильно удивило. В салонах её компании количество кредитных машин практически не изменилось по сравнению с докризисными временами.

- Как и раньше, мы продаём в кредит 30 - 35% автомобилей, - рассказывает она. - В пик продаж (это апрель - начало мая и декабрь) процент «кредитных машин» может доходить до 40%. Но в целом показатели достаточно стабильные. Я анализировала данные за последние три месяца. Количество отказов составляет максимум 5%. Возможно, это связано с тем, что мы работаем с программами автопроизводителей.

Продано с субсидией

Скорее всего, ситуация на авторынке была бы гораздо хуже, если бы не специальные программы, с помощью которых можно получить льготы при кредитовании на покупку автомобиля.

Впрочем, не только производители в кооперации с крупными банками стали предлагать в связи с кризисом льготные кредиты. Программы поддержки предложило и государство. Тем, кто берёт кредит на покупку автомобиля стоимостью до 600 тыс. рублей, произведённого или собранного в России, государство субсидирует часть процентной ставки. При этом первоначальный взнос составляет до 15%.

В среднем по России продажи автомобилей упали на 50 - 51%, в Нижегородской области ещё значительнее - на 62 - 63%. Но если брать показатели по маркам автомобилей, которые по стоимости вписываются в программу госсубсидирования процентной ставки по автокредитам, такого падения продаж не наблюдается.

- Ставки в этой программе ничуть не хуже, чем по банковским программам, которые действовали до кризиса, - говорит Георгий Гречин. - И сейчас большая часть заявок к нам поступает именно на льготные кредиты, в результате они занимают у нас больше 50% от общего объёма выдачи автокредитов.

Как отметил Марк Фельдман, льготное кредитование и специальные программы повлияли также на популярность отдельных марок автомобилей. С иномарок среднего ценового сегмента, которые раньше охотнее всего покупались в кредит, акцент чётко сместился в сторону отечественных автомобилей. Из иномарок, по его словам, наибольшим спросом пользуются автомобили с ценой до 500 - 600 тысяч рублей.

Неосвоенное предложение

Как рассказали эксперты, госпрограмма льготного кредитования родилась на основе нижегородского опыта.

Александр Овечкин, ведущий специалист отдела машиностроения и металлургии министерства промышленности и инноваций Нижегородской области, сообщил, что в регионе сейчас действует две программы. Первая предназначена для поддержки граждан, покупающих машины нашего автозавода. Она рассчитана на тех, кто приобрёл автомобиль ГАЗ до 2003 года. Сейчас эти люди при обмене своей машины на новую, произведённую автозаводом, получают компенсацию в размере 50 000 рублей.

Вторая программа создана для поддержки юридических лиц и предполагает субсидирование части процентной ставки по кредитам при покупке газовских автомобилей. Она начала работать в августе этого года. В реализацию программы вовлечены по максимуму все дилеры автозавода. Заявки от нижегородцев поступают, люди действительно интересуются этими возможностями.

По данным министерства, на 7 декабря по обеим программам было подано больше 110 заявок. Между тем резерв программ гораздо больше - на эти цели из бюджета выделено 250 млн рублей.

Олег Гамов, руководитель пресс-службы ГАЗа, дополняет: «Региональное правительство шло на определённый риск, внедряя программу субсидирования покупки автомобилей в Нижегородской области. Это был первый в России опыт такого рода - уже на его основе была создана та самая госпрограмма льготного автокредитования, по которой сейчас все россияне могут приобрести автомобили отечественного и условно отечественного производства (иномарки российской сборки. - Ред.).

По его словам, областные программы только-только заработали, но они уже дают автозаводу основания для сдержанного оптимизма.

Миграция клиентов

Обвал продаж на авторынке затронул не только банкиров, но и страховщиков. Ведь полисы КАСКО чаще покупали заёмщики - это обязательное условие банков. Однако представители крупных страховых компаний, присутствовавшие на круглом столе, заверили нас в обратном.

По словам Дениса Морозова, директора филиала ОСАО «Ингосстрах», продажи КАСКО упали только у тех компаний, которые в период кризиса занялись откровенным демпингом. В среднем - ровно на те же 50%, на которые сократились и продажи автомобилей. А вот у так называемых консервативных страховщиков в кризис дела наоборот пошли ещё лучше: «У крупных компаний, занимающих верхние позиции в рейтингах и обладающих достаточными страховыми резервами, продажи КАСКО не только не упали, а наоборот, выросли. У нас - на 40% к прошлому году, при этом мы даже не снижали тарифы».

Этот парадокс страховщики объясняют миграцией клиентов, которую вызвал кризис. Раньше клиенты выбирали страховую компанию по ценовому критерию, теперь они стали понимать, что не все страховщики смогут заплатить в случае наступления страхового события. Меняется и отношение к полису как таковому: раньше его считали банковской нагрузкой по кредитам, сейчас уже больше людей понимают, что страхование - это способ защиты. Если компания предлагает тарифы в 2 раза ниже, чем у страховщика из топ-16, её клиенту надо задуматься о том, сможет ли он получить потом возмещение ущерба.

По словам Валерия Королёва, заместителя директора компании «Росгосстрах-Поволжье», рост продаж КАСКО в его компании обусловлен не только миграцией клиентов, но и совершенствованием самого продукта. В «Росгосстрахе» внедрён проект по организации единого информационного пространства и электронного документооборота. «Мы заключили договоры со всеми официальными автодилерами в Нижнем Новгороде, они тоже увидели преимущества нашей новой системы - нет никакого бумажного документооборота, всё в электронном виде, быстро, оперативно можно посмотреть каждое дело. В то же время мы сделали более гибкой тарифную политику для владельцев автомобилей: на одни категории водителей и модели были подняты тарифы, на другие - наоборот, снижены. Уделяем внимание дополнительному сервису для страхователей по КАСКО. Так, мы запустили для них программу «Помощь на дорогах», которая предусматривает, например, выезд аварийных комиссаров на место происшествия, помощь в сборе справок и многое другое. Эти нововведения и работа с дилерами принесли хорошие результаты.

Уровень оптимизма в обществе

По мнению экспертов, приобретение автомобилей – это чаще всего эмоциональная покупка, поэтому объёмы продаж на авторынке зависят от оптимистичных настроений и ощущения стабильности в обществе в целом.

- Мы надеемся, что в 2010 году нижегородцы будут смотреть в будущее с оптимизмом и станут активнее покупать автомобили в кредит, - прогнозируют банкиры.

Автодилеры, в свою очередь, надеются на минимальный рост продаж, но будет ли он - покажет время.

- Главное, что все автодилеры выжили. Если до этого не было крупных банкротств, их уже не будет - самый тяжёлый период позади, - осторожно заглядывает в будущее Наталия Аверина.

Подводя итоги, эксперты отметили, что мы уже привыкли к новой экономической реальности.

- Нам может нравиться дождь, может не нравиться, но он идёт - значит, нужно взять зонтик и выйти. Да, рост будет небольшим. Но он будет - ведь авторынок у нас ещё не насыщен, - обнадёжила Татьяна Арабаджи.

Смотрите также: