По науке и с верой

   
   

На недавно завершившейся традиционной выставке «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» любой желающий мог попасть на бесплатную консультацию.

Почти как в поликлинике

Возле вывески «Православные врачи» толпился народ. Очередь побольше, чем в районной поликлинике. Интересуюсь у женщины, ждущей приёма терапевта, почему именно сюда пришла, а не к своему участковому доктору.

- Здесь другое отношение и к больным, и к болезням, - отвечает она. - Тут понимают, что недуги нам даются за грехи, с помощью болезни Господь нас к спасению призывает.

…На приёме вроде всё как в миру: врач спрашивает имя-отчество, возраст, измеряет давление. Однако писанины почти нет, зато беседе с больным уделяется немало внимания. Пациенты самые обычные – кто на изжогу жалуется, кто на одышку, кто на боли в сердце. И рекомендации тоже типовые: пройдите такое-то обследование, принимайте такое-то лекарство, постарайтесь не есть такие-то продукты. Ни тебе горящих свечей, ни молитв. Только иногда врач говорит не совсем привычные вещи, например: вам бы надо к батюшке сходить, исповедаться.

От обычного доктора такое вряд ли услышишь…

Смотрю расписание консультаций. Народным целительством даже не пахнет, указаны классические медицинские специальности: терапевт, гастроэнтеролог, невролог, дерматолог. У многих докторов квалификационные категории, учёные степени, у всех – солидный опыт работы в медицинских учреждениях. Словом, никакой мистики. И при чём тут религиозные убеждения? Встаю в очередь и попадаю на приём, то есть на интервью, к терапевту высшей категории, главному врачу медицинского центра Нижегородской епархии РПЦ Лидии Вилковой.

   
   

Следствие греха

- Лидия Викторовна, почему возникла необходимость как-то выделить православных врачей? В чём их отличие от обычных?

- Православный врач верует в Господа и ведёт христианскую жизнь. Мы регулярно посещаем богослужения, исповедуемся, причащаемся, совершаем паломничества к святым местам. Важно не только соблюдение религиозных правил, но и отношение к жизни вообще и к медицине в частности.

- И в чём заключается православное отношение к медицине?

- Всё в нашей жизни от Бога – и здоровье, и болезнь. Господь допускает болезнь, чтоб человек мог через неё пострадать и очиститься, поскольку недуги – следствие греха.

- Если болезнь – следствие греха, то должен ли врач вмешиваться? Как говорится, по делам и награда.

- Задача врача – помогать людям вне зависимости от того, кто они. Мы не должны как-то судить своих пациентов.

- А если болезнь наследственная, она тоже следствие греха?

- Видите ли, по наследству передаётся склонность не только к самому заболеванию, но и к греху, способствующему его проявлению. Если человек будет вести себя правильно, велика вероятность, что он избежит недуга.

- Можно ли сказать, что такую-то болезнь вызывает такой-то конкретный грех или здесь нет чёткой причинной связи?

- Некоторая связь прослеживается. Бронхиальной астмой чаще страдают люди, склонные к упрямству и нетерпимости, ишемическая болезнь бывает связана с гневом. Гипертония – следствие страстей, которые человек либо сдерживает в себе, либо выплёскивает наружу. Так что особенности нашего характера в известной степени определяют и наши болезни.

На грани чуда

- Скажите, почему некоторым пациентам вы просто назначаете лечение, а некоторым советуете сходить в церковь, исповедаться, причаститься?

- За три года работы в медицинском центре епархии я убедилась, что одинаковая рекомендация, данная верующему и неверующему человеку, может иметь разную эффективность. Кому-то я посоветую сходить в церковь, а для кого-то ограничусь традиционными врачебными назначениями.

- Допустим, после вашей рекомендации пациент идёт в церковь и начинает молиться. Вы как врач можете проследить эффективность этих мер?

- Положительных примеров множество. Вот один из недавних. Женщина пришла к нашему гинекологу, принесла результаты ультразвукового обследования. Диагноз не вызывал сомнений: большая фиброма, требующая хирургического вмешательства. Женщина сказала, что должна испросить благословения на операцию у своего духовника. Вернулась она через два месяца, всё это время молилась об исцелении. Когда гинеколог её обследовала, то едва поверила результатам: от фибромы практически ничего не осталось. И этот случай не единичен.

- Может, тогда врачи и вовсе не нужны, достаточно ходить в церковь?

- Медицинскую помощь нельзя отвергать, об этом постоянно говорят и сами священнослужители. Врачи лечат тело, священники занимаются духовными вопросами. Хотя православные врачи отчасти затрагивают и проблемы души.

Смотрите также: