Знают всё на свете. Две нижегородки сдали три ЕГЭ на 300 баллов

@ jannoon028 / freepik.com

Июнь — самый сложный и волнительный месяц для выпускников. И не только потому, что им вот-вот придётся попрощаться с родной школой. Молодые люди переживают за результаты экзаменов, которые во многом определят их будущее.

   
   

Сдать ЕГЭ на 100 баллов многим кажется практически нереальным, а три экзамена на 300 баллов — вообще за пределами мечты. Выпускница саровского лицея № 15 имени Академика Харитона Татьяна Власова и нижегородка из школы № 131 Мария Апексимова это сумели. Nn.aif.ru узнал, как им это удалось.

«Закрывала рукой результаты и смотрела по одному»

Семнадцатилетняя Татьяна Власова получила по 100 баллов на трёх ЕГЭ: по русскому языку, профильной математике и физике.

«На высокие баллы я рассчитывала, но совсем не ожидала 100 баллов, да еще и по трем предметам. Узнавать результаты было волнительно, закрывала их рукой и смотрела по одному. Помню, пришлось попотеть на экзамене по математике над планиметрией и задачей с параметром, но всё получилось», — рассказывает юная саровчанка.

Учеба в школе всегда давалась девушке довольно легко, в ее аттестате ровным столбиком красуются одни пятерки. При этом выпускница вспоминает, что для этого ей постоянно приходилось работать над собой.

Фото: Департамент образования администрации г. Саров

Готовиться к ЕГЭ она начала в десятом классе. Помогали школьные уроки, занятия с репетиторами по математике и физике и самостоятельная работа. Татьяна много читала учебники и раз за разом прорешивала задания из сборников и Интернета.

«Трудности при подготовке были. Когда не получалось по несколько раз решить одну и ту же задачу — это сильно выбивало из колеи, я расстраивалась и опускала руки. Но в такие моменты надо просто уходить отдыхать, менять вид деятельности и забывать про неудачи. Накануне экзаменов стресс всегда отступал, я становилась максимально спокойной. Думала о том, что уже на следующий день я напишу экзамен и закончу с этим», — поделилась школьница.

Выпускникам следующих лет она советует планировать своё время и заставлять себя решать по варианту в день. Выпускница уверена, что медленное движение к цели результативнее, чем штурм, попытка воспринять огромный объем информации, после чего потребуется неделя отдыха. Также она считает, что не нужно зацикливаться на ЕГЭ, стоит время от времени гулять с друзьями, «сидеть» в телефоне, заниматься спортом и иногда позволять себе спать по 12 часов в день.

Татьяна Власова планирует поступать в Москву на одно из направлений, связанных с физикой. Пока она еще не определилась с вузом и специализацией, но твердо уверена в своем будущем.

«Близкие гордятся мной, но они бы гордились не меньше, если бы у меня были просто высокие баллы и я бы все равно поступила в вуз, который выберу. Многое, конечно, зависит от самого ученика: как он готовился, как распределил время и т.д. Но и родители могут поддерживать морально — отправлять ребенка гулять или, наоборот, настаивать на более усердной подготовке. Впрочем, отношение к ребенку не должно зависеть от его баллов на ЕГЭ, и мамам и папам эту мысль надо постоянно доносить до школьников», — размышляет одиннадцатиклассница.

«Важную роль играла мотивация»

Нижегородка Мария Апексимова сдавала экзамены по русскому языку, химии и биологии.

   
   

Девушка ведет свой канал в Telegram, где в формате блога рассказывает об учебе и жизни. Одиннадцатиклассница делится с подписчиками полезными материалами, историями и лайфхаками, как лучше подготовиться к экзаменам.

Фото: Юрий Шалабаев в Telegram

Целью выпускницы, к которой она планомерно идет, является поступление в медицинский университет.

«Я хотела учиться на стомате в Сеченова (Институт стоматологии Московского медицинского университета имени Сеченова — Ред.), так как, по моему мнению, профессия врача довольно престижная и часто высокооплачиваемая», — признаётся девушка в своём Telegram-канале.

К экзаменам старшеклассница много готовилась, и не только в школе — занималась с преподавателями, собирала информацию в интернете, смотрела обучающие видео, решала тесты, проходила онлайн-курсы и пр. В результате к ЕГЭ она подошла уверенной в своих силах, но 300 баллов тоже стали для нее неожиданностью.

По мнению Марии, для успешной подготовки к экзаменам нужна хорошая мотивация. Ее школьнику дает понимание своей цели, поддержка родителей, педагогов и окружения.

«Если учитель не любит свой предмет, то и вы вряд ли его полюбите, — уверена Мария Апексимова. — Моя подруга в феврале начала решать задания из сборников (дополнительно к своей основной подготовке на курсах). Это оказало на меня влияние, и через несколько дней я тоже начала прорешивать эти задания. То есть когда ты видишь, что человек усердно работает, тебе становится стыдно, что ты так не делаешь (тем самым ты начинаешь за ним тянуться)».

Ещё одним личным источником мотивации она назвала блог студентов-медиков про учебу: «Когда ты смотришь на людей, которые уже учатся в вузе твоей мечты, у тебя появляется желание тоже быстрее поступить туда».

Сдающим экзамены Мария рекомендует прилежно заниматься, при этом оставляя себе время на отдых и встречи с друзьями.

Важно не «нагнетать»

«Чаще всего сто баллов на ЕГЭ — результат личного усердия ученика и поддержки со стороны учителей и родителей, — считает преподаватель русского языка и литературы из Дзержинска, репетитор Мария Терешина.— Очень часто родители переживают за будущее школьников и, не зная как это выразить, начинают нагнетать обстановку, постоянно интересуясь успехами детей. Те изо дня в день слышат от родителей и некоторых учителей, что от результатов ЕГЭ зависит их дальнейшая жизнь, и постепенно падают духом. Я всегда стараюсь вернуть таким ученикам веру в себя, без которой ни одни занятия не принесут успеха».

Фото: ru.freepik.com

Приступать к подготовке к экзаменам, по мнению репетитора, нужно с написания четкого плана действий. Школьнику нужно правильно распределить время между предметами. В первую очередь — уделить внимание более сложным темам, не забрасывая при этом те, что кажутся простыми. Понимание процесса дает детям ощущение контроля над ситуацией и делает повторение продуктивным.

Способности, труд и щепотка везения

Nn.aif.ru также обратился к психологу Ксении Шашковой с вопросом, нужно ли ребенку иметь какие-то особые данные или получить желанные 100 баллов по всем предметам можно каждому.

«На этот вопрос трудно ответить однозначно. Кому-то действительно проще усваивать материал, и может возникнуть впечатление, что на его/ее результат просто поработали „особые данные“. Однако важно понимать: чтобы сдать экзамен на 100 баллов, всё равно нужно было этими способностями пользоваться десять лет учёбы. Посадите суперспособного, но не знакомого ни с форматом экзамена, ни со школьной программой, ученика или ученицу за бланк ЕГЭ, и высока вероятность, что он или она не справится на высший балл, несмотря на способности».

«С другой стороны, что стоит за понятиями „кропотливый труд“ и „работа над собой“? — рассуждает психолог. — Где тут вопрос самодисциплины и усидчивости, а где вопрос возможностей — благодаря семье иметь время на учебу и деньги на репетиторов? И конечно, можно тщательно готовиться, дополнительно заниматься, и всё равно не сдать экзамен на 100 баллов. Любой экзамен — это немного лотерея. Поэтому мне как психологу хочется особенно подчеркнуть, что 100 баллов — это про сочетание способностей, труда и щепотки везения».