Кстовская учительница обучает детей оригинальным способом

Фото: АиФ-НН

   
   

 Недавно на всероссийском форуме «Стратегия организации детского отдыха» в Анапе Надежда Николаевна стала призёром в номинации «Программа профильных лагерей».

Свободу творчеству!

Надежда Николаевна пришла в педагогику спустя 13 лет после окончания вуза - в ноябре 1995 года - из практической биологии. Добираться до работы из Кстова в близлежащий посёлок стало неудобно, и биолог Митрофанова решила применить себя в системе дополнительного образования, где больше свободы, мобильности и творчества. Если на школьные уроки дети ходят независимо от того, интересно им или нет, то руководителям кружков нужно постоянно что-то придумывать, чтобы удержать занимающихся. 

Десяток лет наша героиня работала на кстовской станции юных туристов. Два года назад она возглавила эколого-краеведческий отдел местного Дворца детско-юношеского творчества, но по-прежнему продолжает работать с детьми. Днём она преподаёт младшим школьникам в продлёнке основы экологии и естествознания, а вечером - ведёт этно-экологический кружок во Дворце детского и юношеского творчества.

 По беличьим местам

- С младшими школьниками мы начинаем изучать родной город со своего двора, улицы, окрестностей, где учимся наблюдать за птицами и растениями. А затем выходим на экскурсии в лес, - рассказывает Надежда Николаевна. - В этом возрасте дети ориентированы на изучение природы, педагогу главное - закрепить их тягу к изучению окружающей среды. 

- Дети любят наблюдать за белками, но встретить их сейчас в лесу близ Кстова практически невозможно, - говорит она. - Ещё лет 10 назад мы с кружковцами наблюдали белок, слизывающих кленовый сок. А на глазах целого класса две белочки как-то играли в догонялки. 

Летнее расписание

Самым лучшим временем в году педагог считает лето. Когда многие её коллеги отдыхают  на дачах, Надежда Митрофанова бороздит с воспитанниками малые реки - Ветлугу, Кудьму, Керженец, Узолу, Пижму. 

   
   

В 10-дневные походы они отправляются разновозрастной группой - школьники, студенты - бывшие кружковцы, преподаватели математики, русского языка, истории, предпочитающие активный отдых. 

В многодневные сплавы Митрофанова берёт 7-11-классников небольшими группами. А вот в стационарные лагеря, которые разбиваются на берегах рек, могут приехать до 30 учеников с 4-го по 11-й класс. 

- В каждой байдарке находится опытный взрослый, также мы используем систему оповещения - вручаем рацию пассажирам первой и последней лодки, - рассказывает педагог. 

День у участников походов и жителей стационарных лагерей рассчитан по минутам. На стоянках проводятся экскурсии, дети учатся делать полярную и маршрутную съёмки, опрашивают жителей прибрежных сёл и деревень о местных обычаях, ремёслах, о прошлом. Юные участники в таких походах изучают на свежем воздухе даже математику - симметрия и золотое сечение в природе встречается сплошь и рядом. А вечером бывает ещё и праздник Нептуна, свои олимпийские игры и обсуждение проведённого дня у костра. Любопытно, что некоторые юные туристы только благодаря походным дежурствам научились чистить картошку и мыть посуду. 

Стрекоза-натурщица

А ещё юные воспитанники Митрофановой в походах обязательно рисуют. Эта идея возникла спонтанно

- В 2004 году мы сплавлялись по Кудьме на байдарках, с нами была одна из мам - преподаватель художественной школы. Несколько дней шёл дождь. И тогда мы, чтобы занять время, запускали в палатку стрекозу и начинали её рисовать. Такие уроки рисования оказались очень полезными - дети во всех тонкостях воспроизводили внешний вид насекомых и растений. 

В 2005 году юные кстовчане впервые отправились в этно-художественно-экологическую экспедицию, а после похода выставили свои рисунки. Кстати, фольклорная экспедиция в села и деревни Поветлужья обернулась интереснейшими открытиями. К примеру, ребята пообщались с умельцами, которые до сих пор делают долблёные лодки. 

Концерт от лаборантов

В это лето Надежда Митрофанова сплавлялась в составе группы из 12 детей и 5 взрослых по реке Большая Какша от посёлка Сява до города Ветлуга. 

- Второй год подряд мои воспитанники выходят в прибрежные сёла и деревни с культурной программой - патриотическими и фронтовыми песнями. Одно из самых первых выступлений прошло в Татинце. В этом посёлке начинается противотанковый ров, который тянется на 900 км по Нижегородской области и заканчивается в Чкаловске. 

В копилке добрых дел воспитанников педагога Митрофановой - посадка деревьев на склонах оврагов и берегах рек при помощи альпинистского снаряжения. 

В нынешнем походе любители природы впервые использовали новое снаряжение - полевую ранцевую лабораторию для исследования химического состава воды. Юные исследователи уже сделали некоторые открытия с помощью ранцевой лаборатории, изучая родники Кстовского района. 

- Во многих ключах было отмечено повышенное содержание нитратов, что означает присутствие большого количества мусора в почве поблизости с родниками, - говорит педагог. 

Скоро у воспитанников Митрофановой появится новое оборудование - фотоэлектроколориметр, прибор, с помощью которого можно определить содержание тех или иных веществ в воде по изменению освещённости. А значит, юных кстовских экологов ждут новые свершения!

Смотрите также: