Петербуржцы, москвичи, омичи, казанцы и жители Екатеринбурга, Ханты-Мансийска и Рязани уже стали счастливыми обладателями пригласительных билетов – пропусков на просмотр этого, как анонсируют его создатели, «жизнеутверждающего фильма». Скоро «не дадут им умереть», как просит слоган фильма, жители Липецка, Краснодара, Ростова-на-Дону, а с 1-го марта к числу тех, кто уже получил заряд оптимизма и жизнелюбия от просмотра этой картины, смогут присоединиться нижегородцы и жители других российских городов: ведь «Самоубийцы» выходят на экраны ни много, ни мало - достойным тиражом 1000 копий.
Сам себе режиссер, продюсер, спонсор
Предвидя понимающие кивки, мол, тема на сегодняшний день актуальная, наверняка либо государство, либо богатенькие спонсоры вложились в создание картины, чтобы поднять тему, которая на плаву, спешу заверить: все обстоит с точностью до наоборот. Картина снималась ровно год назад, когда средства массовой информации еще не снимали сливки с печальной статистики самоубийств. И добрыми спонсорами продюсерам Александру Стриженову, Любови Калинской , а также молодому режиссеру Егору Баранову разжиться так и не удалось, они пошли весьма нестандартным для российского кинематографа путем, который, впрочем, нередко практикуется в Голливуде. Сопродюсерами фильма стали сами актеры, которые снимались бесплатно.
Любопытно, что одним из сопродюсеров фильма стала Надежда Горшкова, которая известна многим кинозрителям по роли в легендарном фильме "В моей смерти прошу винить Клаву К.". Она там и сыграла ту самую неотразимую Клаву К., из-за которой безнадежно влюбленный в нее парнишка хотел расстаться с жизнью. В те годы тема подросткового суицида вообще не освещалась, поэтому появление такого фильма было смелым шагом. Интересно, что через много лет Надежда, которая вышла замуж за американца, снова вернулась к этой теме, более того, одну из самоубийц, малолетнюю проститутку, сыграла ее дочь.
Конечно, в случае успешной прокатной судьбы «Самоубийц» каждый из них получит свой процент от прибыли. Но и Евгений Стычкин, и Алексей Воробьев, и Оксана Акиньшина, и Гоша Куценко в один голос говорят, что ими двигало не призрачное желание обогатиться, а желание сняться в хорошем отечественном фильме, который привлек бы зрителей в кинотеатры и поднял престиж российского кинематографа. Побывав на премьерном показе «Самоубийц» в московском кинотеатре «Октябрь», могу с уверенностью сказать: пожалуй, творческой группе это удалось. Это фильм из разряда тех, которые заставляют много смеяться, немного взгрустнуть, в меру пофилософствовать, отчасти пересмотреть что-то в себе, но самое главное- еще сильнее почувствовать жажду жизни, остро ощутить ее ценность и понять, что причин, чтобы лишать себя жизни, просто не существует.
Надо признать, что о фильме еще задолго до выхода очень много говорили, подстегивала интерес к картине не только горячая актуальная тема, но и неординарная промоушн-кампания. Согласитесь, когда со стен вагонов метро или с рекламных щитов на вас смотрят три пятые точки, обладатели которых засунули голову в газовую духовку, только крепнет желание пойти и не дать им умереть. А после промо-клипа заводной рок-н-роллльной песенки «За твою любовь готов я умереть» в исполнении Алексея Воробьева, написанной им специально для фильма, невольно захочешь узнать, в чем же там собственно дело.
Самоубийство – не романтика, а боль и страх
А дело было так. У каждого из нас в жизни случались моменты, когда руки опускаются, а жизнь кажется настолько бессмысленной и малоценной, что мелькает мысль положить этому конец. Правда, у большинства людей хватает здравомыслия и воли, чтобы решительно прогнать эти мысли. Но у кого-то то ли нет внутренних сил это сделать, то ли нет рядом надежных друзей, которые могли бы удержать от этого шага. Поэтому желание расстаться с жизнь превращается у них в манию.
Вот в один и таких моментов и встречаются после неудачной попытки самоубийства весьма пассионарный профессиональный самоубийца Толик (Евгений Стычкин) и брутальный красавец-мажор Алексей (Алексей Воробьев). Эти люди сошлись из разных миров: один беден и снимает дешевую квартиру в «хрущобе», а другой богат, обласкан вниманием женщин и владеет роскошными апартаментами.
О причинах, побудивших этих людей на суицид, ничего не сообщается, и , по большому, счету это не так и важно. Возможно, Толик- непризнанный гений, а Алексей просто устал от бессмысленного прожигания жизни (в конце фильма станет понятно, что он был единственный, у которого была серьезная причина, чтобы подумать о смерти). Этих двоих объединил угасший интерес к жизни, потеря вкуса к ней и жажда смерти. Только в самоубийстве они видели избавление от угнетающей их реальности.
Добавив к перечисленным героям крайне противоречивую фигуру мента (А. Стриженов), незадачливого владельца воздушного шара (М. Башаров), главу местной мафии Митуса (Г. Куценко) и одиозного представителя власти (М.Полицеймако), получаем вполне узнаваемый срез нашего общества, когда практически каждый может так или иначе ассоциировать себя с кем-либо из персонажей.
Сообщество самоубийц тем не менее не спешит расстаться с жизнью: прежде чем совершить роковой шаг, они решают исполнить последнее желание каждого. Желания варьируются от бутылки свежего пива до купания с дельфинами и полетов на воздушном шаре. Идеолог сообщества Толик призывает не стесняться в средствах, поскольку « у нас нет завтра, поэтому нам наплевать на сегодня!» Наши герои грабят банки, уходят от милицейской погони на краденой иномарке, бросают вызов местной банде и официальной власти, наконец, влюбляются, - словом делают те вещи, на которые не осмеливались в той, прошлой жизни и постепенно обретают вкус к ней, понимая, что в самоубийстве нет никакой романтики, это только боль и страх, а если ты чувствуешь себя свободным и не боишься совершать ошибки и исправлять их, то можешь полюбить жизнь и наслаждаться каждым ее моментом.
Способна наших Гаев Ричи земля российская рождать?
Картина снята в парадоксальной манере «черный смехоэкшн», которая у нас еще слабо освоена, но уже вполне заявила о себе на Западе. Чувствуется, что авторы «Самоубийц» ощутили на себе влияние черного юмора фильмов Гая Риччи «Рок-н-ролльщик», «Карты, деньги, два ствола», « Бойцовского клуба» Дэвида Финчера и «Криминального чтива» Квентина Тарантино.
Надо сказать, что актеры все опасные трюки выполняли сами: Алексей Воробьев, например, совершал прыжок с крыши 17-этажного дома, а вместе с Евгением Стычкиным они прыгали с моста в ледяную прорубь. Все трюковые номера очень опасны, но вместе с тем уместны и невероятно смешны.
При всей осязаемой предметности и всамделишности таких фильмов все происходящее в них кажется зрителю одновременно и реальной жизнью, и фрагментами компьютерной игры, в которой горы трупов или литры крови никого не раздражают, а воспринимаются, как некая непременная, но вовсе не ужасающая данность, служащая всего лишь подтверждением некой значимой мысли.
Или кто-нибудь всерьез задумывался о реальной, а не сказочной участи царя из сказки о Коньке-Горбунке, который, будучи снедаем желанием помолодеть, сварился, прыгнув в котел с кипящим молоком? А ведь все это мы проходим чуть ли не в начальной школе.
Думаю, на этом фоне меркнут даже страшноватые картинки из морга, куда Толик послал на экскурсию трех школьниц, чтобы они отказались от идеи полежать в гробу «в платье от Гуччи» (надо сказать, такая экскурсия могла бы произвести впечатление не только на девчушек, с визгом вылетевших из морга навстречу жизни).
Подобного рода фильмы, сказки, а также городские легенды и истории не претендуют на достоверность или детальность, они далеки от призывов «Делай, как я», скорее наоборот, показывают, что не надо делать, чтобы не нажить себе проблем на пятую точку (возможно, именно об этом и думали авторы рекламного плаката к фильму). Поэтому критикам судить о них нужно с точки зрения законов именно этого жанра, забыв о Скорсезе и Антониони, оставив дома кабинетную, но включая новую интеллектуальность, подразумевающую знание не только законов кино, но и новых реальностей, все более сильно влияющих на нашу жизнь.
Фильм «Самоубийцы», само название которого навевает не самые позитивные мысли, тем не менее несет самый жизнеутверждающий посыл, который только можно себе представить. Что само по себе красиво вписывается в общий парадоксальный замысел всего того действа, которое вольно или невольно разворачивается и до, и во время и после просмотра картины.
Отзывы знаменитостей и публики, рукоплескавшей создателям «Самоубийц» на премьере в столичном «Октябре» сходятся: этот фильм - не только глоток свежего воздуха в нашем отечественном кинематографе, но и мощная антисуицидальная прививка, после которой хочется жить, творить и любить.
«Это добрая сказка про страшное явление нашего не очень доброго времени, - отметил продюсер фильма Александр Стриженов. - Мне очень хочется, чтобы картина вам понравилась. В ней много любви. Она про любовь, и про то, что жить – значительно лучше, чем умирать.»
Смотрите также:
- Гарик «Бульдог» Харламов: «В этой стране хочется смеяться» →
- Кому причинит зло «Юленька»? →
- Россия + один британец →