Русская душою. Фильм нижегородки покоряет Европу

Марина Казанцева © / Из личного архива

В конце 2015 года её картина «Моим двум Ф» победила на Международном фестивале им. Саввы Морозова. Сегодня Марина Казанцева работает в Бельгии, снимает экспериментальное кино, занимается «художественным PR-сопровождением бизнеса». Но родной город всё мелькает на кадрах её фильмов и не покидает её сердца.

   
   

Марина Казакова
Родилась в Горьком. Окончила Нижегородский лингвистический университет, в 2011-2013 гг. училась в магистратуре университета Синт Лукас (Брюссель) на кафедре Transmedia. В 2015 году на I Международном кинофестивале им. Саввы Морозова в Москве картина «Моим двум Ф: Франции и Франсуазе» признана лучшим короткометражным фильмом.

«Не смей останавливаться!»

В кино дипломированного пиарщика привело… образование. Вуз дал хорошие знания по истории, философии, культурологии, естествознанию. Любимая преподавательница английского языка Лидия Валентиновна Романовская научила с закрытыми глазами отличать импрессионизм от экспрессионизма, дадаизм - от футуризма и выражать мысли языком метафор.

Затем были два счастливых академических года в магистратуре университета Синт Лукас в Брюсселе. Занятия вели режиссёры театра и кино, дизайнеры, художники. Тема исследования Марины Казаковой - «Как визуализировать поэзию (на примере фильмов Андрея Тарковского и собственного творчества)». Дипломной работой стал первый фильм «Тише… Piano».

- Мой преподаватель Малкольм Ле Грис, известный британский режиссёр авангардного кино, терпеливо и без иронии координировал рождение моего первого «киноблина». Моя творческая река, возможно, потекла бы в другом русле, не скажи он мне однажды: «Смотрю и понимаю: фильм делал русский человек. И неважно, что я не знаю языка. Голос за кадром, музыка, глаза героя, планы - такое могла сотворить только русская душа. Не смей останавливаться!», - вспоминает режиссёр.

Фото: Кадр из фильма

Посвящение Франсуазе

За первым «киноблином», тронувшем известного авангардиста, последовала картина «Моим двум Ф: Франции и Франсуазе». Вдохновила Марину Франсуаза Саган.

В тему
Рекламные ролики, которые Марина Казакова снимала для немецкой компании, около года транслировали по Channel One Russia. Это европейская версия Первого канала в Германии и в других странах Европы.
   
   

- Много лет назад её книги открыли для меня новый мир слов. Это автор, способный поднять тривиальный диалог до музыки Брамса. В её произведениях люди выражаются фразами столь красивыми и неожиданными, что они не могут не заставить вас улыбнуться, - говорит наша героиня.

А роман Саган «Сигнал к капитуляции» подтолкнул Марину написать свою историю любви «Тише… Piano». Окончательную точку в новелле поставила личная встреча с экономкой великой писательницы в Нормандии, где когда-то жила и творила Саган. Женщина рассказала много интересных моментов о последних годах Франсуазы и подарила на память открытку из дома Саган.

Итак, книга написана. Но грусть, которую Марина пыталась передать через слова, не проходила. Тогда и родилась идея воплотить её в кино. Две короткометражки «Тише…Piano» и «Моим двум Ф» визуализируют главы новеллы. Каждый день память смеётся над героем, возвращая его в прошлое, где он был счастлив. А был ли?..

Но фильм родился не сразу. Сначала вместе с Арамом Караханяном, актёром Нижегородского кукольного театра, они сделали радиоспектакль. Он и стал аудиорядом к фильму.

Фото: Кадр из фильма

Любовь и любимый Нижний

- Основой фильма стал образ автомобиля, скользящего по ночной Нижневолжской набережной под фонарями-куполами, - рассказывает Марина. - Герои находят себя в обстоятельствах моего любимого Нижнего. Главный персонаж не только наблюдает и анализирует, но и выдумывает себя. Молодому человеку кажется, что он играет в кино. А может, и любовь его выдуманная, и ничего не было? Я заложила в эту историю особый эффект зазора - дистанцию между сознанием главного героя, непрерывно повествующего о себе в кадре и за кадром, и наблюдающим за ним всевидящим оком камеры.

Для режиссёра важен не событийный уровень сюжета, а визуализация чувств. Именно поэтому фильмы Марины Казаковой очень лиричны и трогательны: мелькающие картинки, голос героя, густой от переполняющей его грусти, заставляют зрителя невольно ощущать, осязать, вдыхать происходящее на экране.

Сюжет фильма - «бермудский треугольник», где заблудились герой, его любимая, её муж.

- В этом треугольнике нет победителей и побеждённых. Это ситуация, когда исчезают обстоятельства, свидетели, время, чувства, а потерпевших крушение никто никогда не находит. Для меня это маленькая трагедия в её классическом понимании — невозможность, обречённость, - размышляет девушка.

…По сути, оба фильма - это главы одной книги, некий «водоворот памяти», в котором кружится мужчина. Будет и третья часть - «Запах солнца». Основное действие происходит в бельгийском Брюгге на балконе отеля с видом на канал. Герой в день рождения вдыхает запах ноябрьского солнца, которое совсем не греет, но по-прежнему пахнет тем самым летом 2006-го…

Кстати
Неординарный подход режиссёра Казаковой восхитил жюри кинофестиваля им. Саввы Морозова. Премия дорогого стоит, говорит Марина. Престижно получить одобрение от режиссёра Вячеслава Росса, президента фестиваля. Его короткометражка «Мясо» завоевала 27 международных наград, а полнометражный фильм «Сибирь. Монамур» вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, получив 70 призов. Фильмы-победители фестиваля уже увидели студенты разных киновузов России и зарубежья. В Бельгии картину М. Казаковой покажут в кинотеатрах страны под эгидой организации Zebracinema, которая 20 лет продвигает независимое авторское кино. Первый показ - в марте этого года. Организаторы международного форума современного искусства Citadel’Arte в бельгийском городе Диест предложили нижегородке создавать видеоматериалы и контент для биеннале.

Смотрите также: