Обещал и вернулся. Чего хочет нижегородская публика?

Александр Сучков считает, что зритель не прощает фальши на сцене, для успеха постановки в спектакль надо вложить душу. © / Нижегородский театр драмы

   
   

Александр Сучков, руководитель первого в городе частного театра, заслуженный артист России, актёр Нижегородского театра драмы, считает, что время диктует свои правила, жизнь часто преподносит сюжеты, которым может позавидовать любой драматург. А театр должен чутко реагировать на то, что происходит вокруг.

Уметь взять паузу

- Александр Борисович, почему ваш «Маленький театр» когда-то закрылся? И почему именно сейчас пришло время его возродить?

- В 1990-е театр просуществовал 10 лет. Для творческих коллективов есть негласный закон: через 7-10 лет начинается творческий кризис, разногласия, споры. Это одна из причин.

Тогда резко поменялось и время, у большинства участников проекта появились семьи, надо было зарабатывать деньги. Репетировали для нашего театра мы в свободное время от репетиций в театре драмы, и этого свободного времени у всех оставалось всё меньше.

В какой-то момент я почувствовал, что дело приносит уже не радость, а чувство преодоления постоянных препятствий. Понял, что нужна пауза. Было ощущение, что и зрителю нужна пауза. Пауза растянулась на 12 лет.

Время и люди требуют каких-то новых театральных постановок, это важно услышать, уловить. Началось всё с того, что мы с моим учеником Евгением Пыхтиным готовили его дипломный спектакль. Он сказал, что хочет со мной работать дальше. Потом к нам присоединился Денис Бакулин, у него уже много опыта в театральной инженерии. Без этих ребят я бы, скорее всего, так быстро театр не возродил.

   
   

Площадку на ул. Варварской, кстати, нашёл Евгений Пыхтин. Его потрясла разруха, но на следующий день он всё-таки позвал меня смотреть помещение. Я понимал, что привести в порядок эту площадку - огромный труд, но там были высокие потолки! Это очень важно для театра, для акустики.

Взялись за дело... В ночь перед открытием, когда мы с Евгением всё ещё что-то подкрашивали, доводили до ума… Самим не верится, что мы это сделали!

Химия до сцены довела

- А сама идея собственного театра возникла в 1990-е?

- Пожалуй, даже раньше. Ещё в институте мне нравилось заниматься чем-то отдельно, не по программе, ставить этюды. Повезло и с учителем - театральным режиссёром Виктором Рыжаковым, думаю, что во многом это его влияние.

А если смотреть ещё дальше, то собственную программу стихов известных поэтов я подготовил, ещё учась в школе.

- Уже тогда хотели стать артистом?

- Я учился в физико-математической школе. Папа - инженер-водник, мама - преподаватель математики в речном техникуме. Родители, особенно отец, не ожидали, что я решу стать актёром. Класса до 7-8 хотел быть хирургом. Помню, специально из-за этого смотрел многосерийный фильм о врачах, где главную роль играет Олег Ефремов.

И вдруг в голову пришла мысль, что это очень интересно - играть людей разных профессий. Я активно участвовал в школьной самодеятельности, и у меня неплохо это получалось. Так неплохо, что через некоторое время учителя махнули на меня рукой, не даётся ему математика - и не беда, он уже артист. Химия вообще не шла ни в какую, и я всё яснее понимал, что стать врачом с такими знаниями вряд ли смогу.

Сказал маме и папе, что хочу стать артистом. Помню, пришёл домой вечером, дверь открыл отец, я ему сказал, что поступил на театральный факультет. И увидел улыбку. Родители, конечно, переживали за меня…

- Возрождённый «Маленький театр» открылся спектаклем «Машинистки». Зрители встретили его тепло. Кому-то кажется, будто театр и не закрывался, а спектакль получился даже лучше прежних постановок. Вы именно этот профессиональный рост имели в виду, говоря, что театр «подрос»?

- Не только это. Теперь у нас не просто театр, а ещё и центр театрального мастерства. И это не что-то надуманное, а то, что сейчас необходимо и зрителю, и актёрам. Мы хотим устраивать здесь лекции о театре, но не скучные академические, а в формате диалога. Собираемся проводить читки современных пьес. Зрители смогут голосовать за пьесу, которая им понравилась, и тогда мы её доведём до спектакля.

Думаю, такие читки важны и для актёров, и для публики. В планах - международный фестиваль камерных моноспектаклей. Думаю, что сначала мы пригласим на нашу площадку интересные спектакли театров из области, из соседних городов, а потом и из других стран.

Центр театрального мастерства интересен и артистам, и студентам театрального училища. Ребята с курса, который веду я, помогали готовить площадку к открытию.

- Как в вашем родном театре драмы отнеслись к тому, что вы открыли свой?

- Многие поддерживали, помогали - кто советом, кто добрым словом. В нашем драматическом театре я уже 27-й год. Какой-то ревности из-за того, что у меня есть теперь ещё одна сцена, не ощущаю. Ну или не замечаю, потому что некогда.

Но для меня возрождение «Маленького театра» было серьёзным шагом. Пришлось вкладывать и свои, для артиста - очень немаленькие деньги. Семья поддержала. Жена, тоже актриса Анна Сучкова, конечно, понимала, что если согласится на этот мой проект, то ей будет туго, но она меня поддержала. Она, кстати, вместе с Евгением Пыхтиным играла в спектакле «Машинистки». Когда Анна впервые дней за пять до открытия пришла на площадку, она даже прослезилась - так понравилось то, что мы сделали. Она знала, что за преображением помещения стоит не взмах волшебной палочки, а труд.

- Что сейчас готовит «Маленький театр» для зрителя?

- Готовим премьеру, ставим пьесу современного белорусского автора. Пока не буду раскрывать все секреты - мы в начале пути.

Александр Сучков
Родился 30 сентября 1966 года. Окончил театральный факультет Саратовской консерватории. С 1989 года служит в Нижегородском академическом театре драмы им. М. Горького. Руководитель частного камерного театра «Маленький театр». Заслуженный артист России. Лауреат Премии Нижегородской области имени А.М. Горького (2016), лауреат ХI открытого театрального фестиваля-конкурса им. Е. Евстигнеева (2015), лауреат премии «Нижегородская жемчужина» и других театральных премий.

Смотрите также: