«Надя, ты сумку не разбирай»
- Надежда, смотришь на вашу игру - и кажется, что талант к перевоплощению у вас с рождения. Как начался ваш путь к театральным подмосткам?
- С театрального кружка, который организовала в нашей воротынской школе выпускница Казанского института культуры Татьяна Пичугина. Она мне помогала готовиться к поступлению... То, что меня приняли, - во многом и её победа. Родители видели меня юристом или педагогом. Мама наставляла перед поездкой в Нижний: «Надя, первый тур - ты сумку не разбирай. И вообще не надо её разбирать. Не поступишь - сразу домой»... Но нет, поступила. Радовалась, конечно, ещё не понимала, во что ввязалась (смеётся).
- И во что же вы ввязались?
- Одним словом не скажешь. С одной стороны - учёба с 9 утра до 9 вечера, а иногда и в ночь оставались. Многие не выдерживали таких нагрузок: поступило 24 человека - на II курсе осталось 7. С другой стороны, театральное училище - особая атмосфера. Для нас, «новобранцев», старшекурсники были почти небожителями (улыбается). У них и гримёрка своя! И играли они, как никто! Периодически были у нас педагогами. Ребята с III курса на акробатике показывали нам перевороты, сальто, кульбиты. Вот он, идеал! Для меня уроки акробатики закончились свадьбой на II курсе.
Сценический дедушка
- А кто был вашим сценическим папой или мамой?
- Скорее сценическим дедушкой. Мастер нашего курса Семён Эммануилович Лерман привёл меня после окончания училища в театр «Комедiя», главным режиссёром которого он на тот момент был. Как и других молодых актрис, меня сразу задействовали в сказках, первой была роль Аники в спектакле «Ох уж эта Пеппи Длинныйчулок!». А среди первых больших ролей - Розалина в «Веронских любовниках». Работали над ней долго, долго не получалась… Но в итоге она осталась одной из любимых.
- Что для вас неприемлемо на сцене?
- Пьянство. Фальшь, самолюбование в игре. Раздражает стремление актрис всегда казаться красивыми на сцене. А если тебе рыдать? И как красиво плакать? Сопли, слюни, красное лицо. Не терплю, когда люди берегут себя на сцене. Играют в полноги. Не приемлю и в себе, и в партнёрах.
- Кстати, о партнёрах. Каков он, идеал на сцене?
- На сцене разные вещи случаются: тебя может повести «не в ту сторону», вывести на импровизации, а чаще всего ты просто можешь забыть реплику. А хороший партнёр никогда не станет тебя «топить» - напротив! Таковы Сергей Бородинов, Валерий Кондратьев, Марина Вязьмина, Михаил Булатов, Елена Ерина, Игорь Михельсон… Стала замечать, мне достаются одни и те же партнёры. С кем-то попадаем в одну возрастную категорию…
«Бунин нашёл меня»
- В 2009 году у вас состоялся режиссёрский дебют - спектакль по рассказам Бунина «В тёмных аллеях». В начале прошлого сезона на ура была принята зрителем фееричная комедия «Примадонны». Почему вы решили попробовать себя в режиссуре?
- Накопилось много эмоций, а выхода в повседневной жизни и в сценической игре они не находили. Желание поставить что-то самой было давно, но всё никак не могла собраться с духом. По совету С. Лермана для постановки стала искать классику и чисто случайно наткнулась на сборник Ивана Бунина. Можно сказать, это материал нашёл меня. А «Примадонны» мне предложил поставить Дмитрий Иванович Коновалов (директор «Комедiи». - Ред.).Спектакль уже был в планах театра.
- А как родилась премьера нынешнего сезона - музыкальная комедия «Лекарство от любви»?
- У нас есть группа ребят - Игорь Михельсон, Руслан Кутлыев, Гия Чилингарашвили, Дима Кальгин, Саша Калугин. - которые пытаются создать собственный ансамбль в театре: играют на различных музыкальных инструментах, поют. Их никто не заставляет - это собственная инициатива актёров. Ищут сложнейшие мелодии, раскладывают их на несколько музыкальных партий… Собственно, возникла идея раскрыть талант ребят в спектакле, где будет уместна «живая» музыка на сцене. «Рыцарские страсти», пьеса с испанским колоритом русского драматурга Валентина Красногорова, подошла как нельзя лучше. Как режиссёру мне интересно и приятно работать с теми, кто готов выкладываться, буквально вгрызаться в роль, чтобы сделать её до мелочей.
Образ жизни
- Что бы вы пожелали молодым ребятам, которые мечтают об актёрской профессии?
- Пожелала бы им подумать. Актёрство - это ведь не профессия, это определённый образ жизни. Они должны понимать, что либо они уходят в работу и полностью растворяются в ней (и не остаётся времени на семью, друзей, развлечения), либо выдвигают на первый план что-то другое, рискуя не состояться в профессии. А чтобы состояться, приходится жертвовать в полном смысле этого слова. Молодым людям всё это нужно понять и решить - готов ли ты к такой жизни.
- Вы со своим любимым человеком из одного круга?
- Со мной рядом актёр. Я не думаю, что мой режим выдержал бы кто-нибудь «не театральный». И друзья тоже в основном актёры, все «комедианты». Да вся жизнь у меня в театре. Не жизнь, а сплошная «Комедiя» (улыбается).
Смотрите также:
- "Я слышу его голос". 1 декабря - день памяти артиста Евгения Дворжецкого →
- Армен Джигарханян о гастролях, любви к Нижнему и футболе →
- Иосиф Райхельгауз о секрете успеха в Нижнем Новгороде →