Узоры жизни. Нижегородский мастер плетёт волшебные кружева

Нижегородка Ольга Мамчур – плетея. Так в старину называли на Руси кружевниц. Древний промысел, сохраняющий удивительные культурные традиции, она освоила более тридцати лет назад и за эти годы обучила ему десятки учениц. О своей «кружевной» жизни Ольга Николаевна рассказала nn.aif.ru.

   
   

Искусство сцепки

Ольга Мамчур с детства занималась рукоделием, хотя в школе училась в физико-математическом классе. «Кружево я впервые увидела на уроке труда. Его из дома принесла одноклассница, – вспоминает Ольга Мамчур. – Учительница рассказала нам о кружевах. И тогда у меня впервые в голове мелькнула мысль: обязательно научусь их плести! И мысль эта во мне жила долгие годы».

Учителя математики и физики прочили способной девочке будущее в профильных вузах, но Ольга поступила в Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности. Получила специальность «Конструирование обувных и кожевенно-галантерейных изделий». После вуза было восемь лет работы модельером женской обуви.

Когда у Ольги Мамчур родилась дочь, женщина нашла работу поближе к дому. Так Ольга Николаевна возглавила кружок декоративно-прикладного искусства в приокском Доме пионеров. Рассказала его директору Елене Сергеевне Ражевой о своей давней мечте. Та, не задумываясь, сказала: «Хоть завтра отправлю тебя в Вологду!» Первые подставку, коклюшки и подушку для плетения кружев для будущей кружевницы сделали тоже рукастые коллеги из Дома пионеров.

Информацию о том, как плести кружева, Ольга Николаевна по крупицам искала по библиотекам. Первую книгу по этому мастерству купила в букинистическом магазине. «И вдруг я узнаю, что в Нижнем открылись курсы по кружевоплетению. Я бегом туда! – продолжает Ольга Мамчур. – В начале 1990-х годов в Доме пионеров организовала студию «Плетея». Тогда, наверное, и началась моя полноценная «кружевная» жизнь».

Классических способов изготовления кружев два: шитое иглой и сплетённое на коклюшках. Ольга Мамчур более 30 лет плетёт сцепное кружево. Осваивала его на курсах, при личном общении с кружевницами, занималась самообразованием. Сцепное вологодское кружево – парное. Сцепная техника кружевоплетения предполагает небольшое количество пар коклюшек в работе – от четырёх до десяти, независимо от размера изделия. Выплетенные коклюшками части кружева соединяются тоненьким металлическим крючком, отсюда и название техники – сцепная.

Кружевоплетение – это очень трудоёмко. Стоить дёшево такие изделия в принципе не могут. Фото: Из личного архива Ольги Мамчур

Ольга Мамчур говорит, что именно сцепное кружево – самое распространённое в России. В этой технике выполнены знаменитые вологодские, елецкие, кировские, киришские, белёвские и другие кружева.

   
   

Кружевные школы возникали в основном в Нечерноземье, где земледелие не приносило дохода. «Например, киришское кружево плелось в болотистых местах. Скупщики приезжали туда только зимой, когда болота промерзали, – объясняет Ольга Мамчур. – Давали задания и уезжали. Мастерицы с большой землей связаны не были, плели как могли, отсюда возникали особенности кружева по географическому принципу».

Сплести что угодно

Кружевоплетение – трудоёмкая работа. Время изготовления изделия напрямую зависит от опыта мастерицы, часов работы, материала ниток и сложности рисунка. Кроме того, одно дело – хобби, другое – заработок.

Фото: Из личного архива Ольги Мамчур

Например, кружевницы-надомницы в советские годы плели воротники и салфетки стопками. Работа над одним воротничком занимала день-другой. Изделия выполняли по опытному образцу. Сколок-рисунок создавал художник на вологодской фабрике «Снежинка». Фабричная кружевница с часами сплетала опытный образец. Экономист вырабатывал норму производства для надомниц и для работниц цеха. Кружевной жилет, скажем, можно сплести за 300 часов.

«Научить плести кружева можно практически любого, а вот делать это изо дня в день будет далеко не каждый. Нужно желание, – рассказывает Ольга Мамчур. – Если хотите, кружевоплетение – это университет прикладного творчества, а, скажем, вязание – лишь средняя школа. Когда вы освоили основы, можно подключать творчество. На самом деле, сплести можно любой рисунок – были бы желание и фантазия».

Ольга Мамчур уверена: плести кружева можно научить любого – было бы желание прикоснуться к прекрасному ремеслу. Фото: Из личного архива Ольги Мамчур

Не классическое, а космическое

Актуальны ли для рынка изделия мастеров народных художественных промыслов? Не секрет, что те же кружева – удовольствие очень дорогое. Это всегда трудоёмкая ручная работа, которая быть дешёвой в принципе не может.

Но готовы ли покупатели за огромные деньги приобретать порой откровенно устаревшие модели жилетов и кофт, создаваемых на кружевных фабриках?

Некоторые фабрики ситуацию пытаются исправить: решаются на сотрудничество в современными дизайнерами. Например, одно время с вологодской и елецкой кружевными фабриками над созданием коллекции работала известный российский дизайнер Ульяна Сергиенко. «Для Сергиенко мастерицы изготавливали не классическое, а, скорее, космическое кружево по сколкам кружевницы Ираиды Зубаревой. Меня как эксперта эта экстравагантность покоряет, – продолжает Ольга Мамчур. – Но я понимаю, что приобрести такую вещь может человек очень обеспеченный и с хорошим вкусом. Хотя, если вдуматься, само прикладное искусство когда-то возникло именно как часть повседневной жизни, а не как перегруженный ненужными элементами декор».

Сейчас одна из вологодских кружевных фабрик изготавливает толстовки с капюшоном, сплетённые на коклюшках, стилизованные кружевами джинсовые куртки и твидовые юбки.

Ольга Мамчур рассуждает, что в Европе кружевной промысел тоже постепенно угасает, но государство его поддерживает. Например, фестивали мастеров получают хорошие дотации. «Я думаю, народные художественные промыслы для малых городов – отличный способ развития туризма, – уверена нижегородская мастерица. – Людям интересны металлические «кружевные» лавочки и изгороди, расписанные кружевными узорами фасады домов и другое».

Сейчас Ольга Мамчур иногда в индивидуальном порядке обучает желающих освоить прекрасное мастерство кружевоплетения. Люди, стремящиеся освоить это искусство, есть из разных городов России. Нижегородская мастерица до сих пор очень рада делиться своим уникальным опытом «кружевной» жизни. 

Кстати

Главный инструмент, без которого кружево не сплетешь, — это коклюшки. Ольга Мамчур их коллекционирует. Первые образцы для коллекции она привозила с кружевных фестивалей из Испании, Португалии, Австрии. В итоге собрала образцы из разных пород дерева, из разных стран и эпох. Самые любимые – из экзотических пород дерева.