Уходящая Русь. Почему объекты культурного наследия рушатся и исчезают?

На памятнике ЮНЕСКО, владимирских Золотых воротах, обнаружили трещины. © / Alex Zelenko / wikipedia.org

Древние храмы и набережные, деревянные и белокаменные города - хозяйство хлопотное. Против них всегда работает время и часто - люди. Последствия не заставляют себя ждать.

   
   

За каждый камень

Прошлым летом на Театральной площади во Владимире строительная фирма, возводя фонтан, вела земляные работы. Трудилась тяжёлая техника. Рядом, в Музее хрусталя в бывшей Троицкой старообрядческой церкви, сработала сигнализация. Сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника и полиция обнаружили: уникальные экспонаты XVIII-XX веков съехали с мест в витринах, некоторые хрустальные шедевры чуть не рухнули. Предмет из композиции «Орхидея» работы гусевского мастера Владимира Корнеева (часть государственного музейного фонда) разбился вдребезги.

От вибродинамической нагрузки могли пострадать и близлежащие здания: площадь окружена памятниками архитектуры и входит в охранную зону памятника ЮНЕСКО - Золотых ворот. Состояние самого сооружения XII века тоже тревожит специалистов. Музей-заповедник уже штрафовали на 500 тыс. руб. за трещины в здании Золотых ворот.

В Ярославле весь исторический центр удостоен всемирного признания как градостроительные объекты, обладающие универсальной культурной ценностью мирового значения (в мире есть всего два аналогичных случая - центр Петербурга и центр Дербента).

Знаменская башня в Ярославле/ Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex 'Florstein' Fedorov

«Естественно, каждый исторический камень там должен сохраняться и работать своей подлинностью на престиж города и нации, - уверен член Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Россия, кандидат искусствоведения, архитектор-реставратор высшей категории Вячеслав Сафронов. - Поэтому огромную тревогу вызывает готовящийся без огласки проект застройки одного из двух исторических кварталов на бывшей территории Ярославского кремля (Стрелки)». По данным эксперта, на участке нескольких исторических усадеб эпохи классицизма, церкви Иоанна Златоуста и Митрополичьего двора XVII века может возникнуть один огромный объём отеля, искажающий волжскую панораму.

В 2011 году Ярославль на 35-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО чуть не попал в чёрный список «Наследие в опасности» - из-за строительства немасштабного Успенского собора на Стрелке. Новодел в полтора раза превзошёл исторического предшественника, взорванного в 1930-е годы. У экспертов были претензии и к 13 новым объектам застройки. Тогда удалось убедить ЮНЕСКО, что ярославцы учтут все замечания.

   
   

Дожить до проверки

Рязань и Нижний Новгород, не менее уникальные русские города, в список наследия ЮНЕСКО не вошли. Поводов же для тревоги за древнюю архитектуру там не меньше, чем во Владимире и Ярославле. По данным Рязанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в городе продолжают оставаться в официальных списках, но стёрты с лица земли пять объектов культурного наследия (ОКН) регионального значения. Среди них дом братьев Пироговых и дом Циолковского.

Переживают рязанцы и за объект федерального значения «Редутный дом» (1785 год). «Это первое в городе каменное общественное здание, построенное по Екатерининскому плану», - объясняет кандидат исторических наук Дмитрий Филиппов. Зданием владеет структура Минобороны РФ - Редутный дом находится на территории действующего военного госпиталя. Но здание-памятник не используется, поскольку в аварийном состоянии. Два года назад в Госинспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области «АиФ» сообщали, что «в соответствии с охранным обязательством ремонтно-реставрационные работы на объекте должны провести до конца 2017 года». Заканчивается 2018-й, дом рассыпается на глазах. На новый запрос руководитель инспекции Денис Зайцев ответил, что в 2019 году будет «плановая проверка соблюдения правообладателем требований к сохранению объекта». Простоит ли Редутный дом до неё?

Редутный дом. Фото: АиФ-Рязань/ Александр Мысовских

Никто не думал, что будут вопросы к реставрации другого рязанского ОКН федерального значения - «Гостиный двор - ХVIII-ХIХ вв.». Здание передали в долгосрочную аренду ИП. «Результат реставрационных работ: памятнику причинён значительный вред - нарушен предмет охраны, во многом утрачена его подлинность, - рассказал Денис Зайцев. - Мы направили обращение в минимущества области о необходимости немедленно расторгнуть договор аренды с недобросовестным пользователем. Но, принимая во внимание необратимые последствия и умышленное уклонение арендатора от выполнения законных требований, мы решили направить материалы проверки и в правоохранительные органы».

По карману только государству?

В Нижнем Новгороде немало памятников архитектуры привели в порядок перед матчами чемпионата мира по футболу. Но успели далеко не всё: состояние около 5% объектов областное управление Госохранкультуры оценивает как аварийное. Большая часть проблемных зданий - многоквартирные дома, где просто-напросто живут люди, и частная собственность.

«Дом чекиста» в Нижнем Новгороде. Фото: Public Domain/ Bestalex

ОКН регионального значения «Дом чекиста» - точнее, его руины в центре Нижнего - планируют через суд изъять у собственника. На предписания тот не реагировал, штрафы достигли 500 тыс. руб. Приняты консервационные меры, но они, по оценкам чиновников, весьма условны. «Доведение памятника до такого состояния - очевидно, уголовная ответственность», - предположил глава минимущества области Сергей Баринов.

Использовать объект федерального значения для грандиозного культурного проекта, видимо, может себе позволить только государство. В ноябре впервые с 2015 года дали отопление в нижегородском комплексе доходных домов Рукавишникова - неоготическом замке на Нижневолжской набережной (проектировал его основоположник русского модерна Фёдор Шехтель). Частная фабрика уехала из здания в 2015 году. Неизвестно, что было бы дальше, но уникальный памятник по решению Правительства РФ перешёл в областную собственность, не утратив федерального статуса. Теперь там на тысячах квадратных метров создают центр креативных индустрий…

Мнение эксперта

Член Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Россия, архитектор-реставратор высшей категории Вячеслав Сафронов:

«Главным залогом сохранности памятников должно быть неукоснительное соблюдение закона о сохранении наследия. Закон недопустимо обходить ради сиюминутной выгоды отдельных лиц.

Она часто скрывается под затасканным лозунгом о необходимости развивать город».

Градозащитница Анна Давыдова (Нижний Новгород):

«Сегодня объекты культурного наследия находятся в разной форме собственности: частная, муниципальная, региональная, федеральная. В любом случае ответственность за сохранение объекта культурного наследия лежит на собственнике.

В федеральном законе РФ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» говорится: государство, считая сохранение наследия социально значимой политикой, берёт на себя обязанность компенсировать собственнику затраты на ремонтные, реставрационные и прочие работы, связанные с поддержанием нормального состояния объекта. Пункт закона есть, но он фактически не действует, поскольку в бюджете РФ нет такой статьи расходов. В 2019 году её в федеральном бюджете вновь не заложено.

Если государство подписывает все международные конвенции по сохранению объектов культурного наследия, то, пожалуйста, сделайте так, чтобы статья в законе стала действующей. И дело пойдёт!»