Присаживайтесь! На каких стульях сидели наши предки?

По стульям сегодня можно изучать историю стилей и развития мебельного искусства.

   
   

Гарнитур из одного стула

На сайте Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника сегодня проходит необычная виртуальная выставка, посвящённая стульям. Несколько лет назад экспозиция была открыта в усадьбе Рукавишниковых. Сегодня экспонаты «ожили» в цифровом варианте.

Значительная часть экспонатов на выставке - вещи из коллекции нижегородских помещиков Шереметевых, которая поступила в музей в 1923 году из знаменитого замка в с. Юрино. Самому древнему из представленных предметов больше 500 лет.

«Это кассоне - деревянный сундук-ларь, который использовали в эпоху итальянского Возрождения, - рассказывает Людмила Варэс, заместитель директора музея по научной работе. - В кассоне хранили одежду. Кроме того, на нём сидели и иногда спали. На крышке нашего экспоната есть даже шахматная доска, выполненная в технике инкрустации».

В особняке Шереметевых каждая комната имела свой уникальный интерьер, к которому подбирали мебель. Время строительства главного дома усадьбы совпало с периодом эклектики в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Согласно модным тенденциям и вкусам хозяев оформляли и интерьеры помещений. Помимо стульев эпохи Ренессанса с инкрустацией из слоновой кости, чёрного и светлого дерева гости усадьбы могли расположиться на широких и устойчивых стульях в стиле барокко. В других комнатах стояли готические стулья XVIII века из дуба, ореха или лиственницы, лёгкие, с устремлёнными вверх резными спинками.

Наши предки относились к стульям бережно. Обновить мебель, реконструировав её отдельные части, было делом привычным. Вещи передавались из поколения в поколение.

«Мода менялась постоянно. Один и тот же стиль мог уходить и возвращаться, но уже в несколько ином виде. Использовали другие материалы, изменяли конструкцию, - продолжает Л. Варэс. - В XVIII веке мебельные мастерские были только в столицах, да в некоторых крупных городах. Поэтому основную часть мебели создавали крепостные мастера, используя образцы иностранных мебельщиков. Услугами «стульных мастеров», как называли столяров, из крупных помещичьих усадеб пользовались и владельцы близлежащих имений, не имевшие своих умельцев».

   
   
Фото: Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник

Расцвет «под санкциями»

Первая четверть XIX века - время расцвета мебельного искусства в России. В это время правительство установило эмбарго на ввоз вещей из-за рубежа, сродни нынешним санкциям. Крепостным мастерам пришлось осваивать новые виды работ, и они весьма в этом преуспели. До наших дней дошли уникальные вещи, выполненные мастерски и с большой фантазией.

Кроме того, именно в России придумали делать мебель из карельской берёзы. Предметы интерьера быстро обрели популярность в начале XIX века благодаря золотисто-медовому оттенку древесины.

И всё же обычно моду на мебель диктовал Запад. Так, в XVIII веке в усадьбах встречалась мебель в стиле Людовика XV (рококо). Философию этого стиля определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри. Один такой представитель, с сетчатой спинкой и модной обивкой из рытого бархата, вошёл в экспозицию нижегородского музея.

Из Франции же в XIX веке пришла новая форма кресел - «корытце». Наши мастера заимствовали у французов изящный вид, но добавили к нему резьбу, накладки и украшения. В середине столетия появились кресла в стиле «буль» - от имени Андре Буля, придворного мебельщика Людовика XIV, применявшего в мебели бронзу, медные пластины, перламутр, черепаху. В 1830-1840-е годы началось увлечение красным деревом, появилась новая конструкция стула с цельновырезными боковыми сторонами.

Регулярно возвращалась мода на «китайщину», как говорили наши предки, или стиль шинуазри. До наших дней дошёл голландский табурет из майолики, который сначала приняли за садовую курильницу. Однако выяснилось, что предмет занимал место в китайском салоне усадьбы Шереметевых.

Фото: Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник

Мебель с характером

Мебель нередко несла отпечаток характера владельца. Например, удивительны стулья с шёлковой обивкой из гостиного гарнитура купчихи В.М. Бурмистровой, урождённой Рукавишниковой. Они выполнены в стиле эклектики с использованием редко сочетаемых материалов - дерева с фарфором и бронзой.

В столовых, гостиных, будуарах обычно использовали гарнитуры с шёлковыми, бархатными сиденьями - в полосочку, цветочек, однотонные, с кисточками, бахромой… В кабинеты ставили кресла, обтянутые кожей.

В середине XIX века австрийский мастер Михаэль Тонет представил свою новинку - венские стулья. Сначала внешне хлипкий стульчик вызвал у покупателей недоверие. Создатели придумали акцию: скинули стул с Эйфелевой башни, и он… не разбился. С тех пор изящная мебель из гнутого бука стала настоящей классикой. Недорогую, лёгкую, удобную мебель ценили и в Нижегородской губернии.

«И сегодня в большом зале усадьбы Рукавишниковых стоят венские стулья. Это неслучайно. Иван Рукавишников в своём романе «Проклятый род» упоминал, что для зала заказали как раз венские стулья. Мы последовали традиции. Стулья для зала выполнили на чешском представительстве легендарной компании Тонета», - подытожила Людмила Варэс.

Охота за стульями

С некоторыми стульями связаны легенды. Например, необычно сложилась судьба у стульев, которые когда-то были частью интерьеров господского дома графов Орловых-Давыдовых усадьбы с. Симбилеи Нижегородской губернии. После революции 1917 года эмиссары разъезжали по бывшим дворянским гнёздам и переписывали имущество. Стулья вошли в списки, однако когда дошло дело до перевозки имущества в Нижний, оказалось, что вещи пропали.

Выяснилось, что они уже «переехали» в Нижний Новгород, на склад антиквара Парше, швейцарского подданного. Вероятно, он хотел помочь бывшим владельцам, эмигрировавшим за границу, вывезти мебель в их новый дом. Имущество господина Парше защищал охранный документ, однако даже он не помог: в дело вмешалась губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляций, а также коллегия по делам музеев. Стулья вместе с прочими предметами интерьера - всего 200 ящиков добра - изъяли. Лишь часть предметов передали музею.

Смотрите также: