Другая реальность
Казалось, вокруг другая реальность, где постоянно происходит столько интересного! Сюжеты, образы рождались сами собой и просились на бумагу. Светлана вспоминает: мыслей о том, что потом эти работы увидит кто-то ещё и тем более, из них получится выставка в Нижнем Новгороде, у неё тогда не возникало. Передать свои переживания от увиденного через разножанровые картины для художницы было необходимостью - как дышать.
«В Монголии поразила природа, которую я поначалу много рисовала, - рассказывает художница. - Потом на картинах стали появляться люди и сцены из их удивительной кочевой жизни. Я уже старалась передать в рисунках некую квинтэссенцию духовного мира страны. Мне кажется, особенно это удалось в работе «Двое», где изображена встреча мальчика-буддиста и волка – своеобразный союз буддистской религии и сил природы, столь характерный для Монголии».
Суровая, контрастная и обезвоженная жизнь Монголии отразилась и на технике работ. Картины выполнены сухой пастелью, краски чёткие и яркие.
А Вьетнам на картинах Светланы Ганькиной совершенно другой. Он словно тонет во влажной дымке. Продолжать работать пастелью во Вьетнаме не было физической возможности, говорит Светлана: пастель просто отмокала в условиях повышенной влажности. Так на смену пастели пришли фактурный акрил и нежная акварель.
Более того, во Вьетнаме Светлана Ганькина познакомилась с местными мастерами и освоила для себя новую технику работы - акварель на шёлке. Техника как раз очень подошла для нежной вьетнамской серии.
Вдохновляющее разнообразие
Картины Светланы Ганькиной – это не просто иллюстрации к путешествиям по Монголии и Вьетнаму. Даже в бытовых сюжетах, пейзажах, портретах таятся смыслы, знаки, которые автор на выставке с удовольствием объясняла зрителям. Так и рождается особо ценный для любого творца диалог.
«Правильный академический рисунок – не моя цель. Создавая картины, я всегда отталкивалась от собственных мыслей и эмоций. Например, во Вьетнаме меня зацепила тема тесного сосуществования разных этнических групп внутри страны, - говорит художница. - У каждой – своя культура, традиции, взгляды на жизнь. Так появились три портрета представителей разных вьетнамских этносов. Так я попыталась передать философию разных миров в масштабах одной страны».
Светлана считает, что выставка «Кочевые заметки» помогла нижегородцам разрушить некие стереотипы о Монголии и Вьетнаме. Мало кто там бывал, и впечатления о загадочных азиатских странах у большинства людей складываются из ярких фотографий, нацеленных на привлечение туристов. Художница надеется: ей в своих работах удалось показать что-то большее.
«Азия меня многому научила, - признаётся Светлана. - В первую очередь - терпимости и гибкости мышления. Мир вокруг не обязан укладываться в наши представления о нём. Он разный, и это разнообразие надо уметь принимать с благодарностью. В ответ ты получаешь колоссальное вдохновение для дальнейшего творчества».
Кстати
- Персональная выставка Светланы Ганькиной «Кочевые заметки» стала частью нижегородского фестиваля «Языковая мозаика» (12+), посвящённого Международному дню родного языка. Кроме этой самобытной экспозиции, в программе были книжная выставка «Язык всем знаниям и всей природе ключ», музыкально-лингвистическая «Масленица», круглые столы об актуальных проблемах языка и даже мастер-класс по работе с дореволюционными почтовыми открытками.