Огонь и медные тубы. Что сыграют и покажут нижегородцам?

На вечные вопросы можно отвечать и языком хореографии. На фото - «Метанойя/Покаяние» (12+), хореографический спектакль по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание». © / Учебный театр Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева

Холодный ноябрь вступает в свои права, а значит, долгие прогулки точно пора заменить походами на концерты, в музеи и театры. Куда пойти в Нижнем Новгороде, подскажет nn.aif.ru. 

   
   

Семейный альбом великой страны

В Русском музее фотографии открыта новая выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения фотожурналиста Владимира Войтенко (12+). Войтенко – фронтовик, который почти 40 лет работал фотокорреспондентом советского информационного агентства ТАСС, с 1965 года он жил в Горьком.

В экспозиции более 100 работ мастера. Это репортажные фотографии со строек всесоюзного значения, хроника исторических событий и сцены из жизни простых людей: городские праздники, школьные и рабочие будни, отдых в кругу семьи. Всё это вместе – семейный альбом великой страны.

Отдельная тема в творчестве Владимира Войтенко – фотосъёмка знаменитостей. В его объектив в разное время попадали выдающиеся люди: космонавты, спортсмены, артисты, врачи, певцы. Например, Войтенко удалось снять певицу Эдиту Пьеху у могилы Тани Савичевой в Шатках Горьковской области. При этом, работая со знаменитостями, Владимир Георгиевич всегда старался видеть за звёздным блеском прежде всего людей.

Опыт работы в ТАСС и творческий подход Владимира Георгиевича оказались незаменимыми в деле создания Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде. Именно Войтенко был инициатором и душой этого проекта. Мастер мечтал сделать музей живым центром культуры, где все желающие знакомились бы с искусством фотографии, вдохновлялись и учились новому.

Владимир Войтенко снимал многих известных советских актёров. На фото - Кирилл Лавров. Фото: Русский музей фотографии

«Рыжий пастор» среди звёзд

15 ноября Нижегородский планетарий им. Г. М. Гречко приглашает любителей классической музыки в Большой звёздный зал. Его купол вновь раскрасят захватывающие космические пейзажи в сопровождении вечных «Времён года» Антонио Вивальди (12+).

Прекрасная музыка «рыжего пастора», как называли маэстро современники-венецианцы, прозвучит в Нижнем Новгороде в трактовке камерного оркестра.

   
   

Для слушателей музыка станет проводником в удивительную эпоху барокко. Именно это время дало миру удивительный инструмент, – скрипку. В конце XVII – начале XVIII века была написана большая часть всех известных концертов для скрипки. Более 200 создал маэстро Антонио Вивальди. Однако именно «Времена года» принадлежат к числу, пожалуй, самых популярных его произведений всех времён и народов. Для многих само имя Вивальди – синоним этой удивительной музыки, которая всегда жива и любима.

Прогулка за кулисы

Зрители всегда приходят в театр с главного входа и видят лишь его парадную часть – сцену и актёров на ней. Но есть в жизни любого театра и огромное закулисье. Для обычного человека оно окутано тайной. При этом многие хотели бы понять, как работает театр изнутри. Как на сцене рождается то, что потом видят люди в зале?

Нижегородская «Комедiя» 16 ноября даёт зрителю возможность отправиться на настоящую экскурсию по театру (12+). Её участники смогут взглянуть на зрительный зал со сцены, поймут секреты работы театральных специалистов и цехов, а также узнают больше об истории самого театра и о тех, кто ему преданно служит.

Экскурсию по закулисью проведут театроведы Полина Зонова и Ирина Винтерле, а также руководитель литературно-драматургической части театра Анастасия Разгуляева.

Дело – труба

17 ноября в пакгаузе на Стрелке дадут брасс-концерт. Брасс — направление духовой музыки, исполняемой на медных духовых инструментах. В переводе с английского «brass» — «латунь», сплав меди с цинком или оловом. Из него изготавливают некоторые духовые инструменты.

Брасс-концерты стали одной из неизменных составляющих сезонов Нижегородского театра оперы и балета. Музыканты оркестра театра выходят на сцену, восхищая слушателей исполнительским мастерством и артистизмом.

На этот раз брасс-квинтет (тромбон, туба, труба, валторна) и солисты оркестра «La Voce Strumentale» представят программу (12+) из старинных и современных произведений, созданных композиторами Германии, Франции, Дании, Норвегии. Италии и России.

От преступления к покаянию

«Метанойя/Покаяние» (12+), хореографический спектакль по мотивам произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», можно увидеть 17 ноября на сцене учебного театра Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева. Играет четвёртый курс отделения «Актёр театра кукол».

Известный всем со школьной скамьи роман каждое поколение театральных режиссёров пытается прочесть на новый лад – настолько произведение Достоевского глубоко и многослойно.

Состоятельна ли теория Родиона Раскольникова об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях?

Вопросы вечные: можно ли творить зло во благо? Убить старуху-процентщицу – означает ли это убить себя? Нижегородская постановка — очередная попытка проследить путь Раскольникова от преступления к покаянию через муки совести и страдание…

Романсы «белой цыганки»

20 ноября в Малом зале Нижегородской филармонии состоится второй концерт цикла «Музыкальная мансарда» (6+). На сцене – солистка филармонии Изольда Максимова (сопрано) и лауреат международных и всероссийских конкурсов гитарист Роман Поляков.

В первом отделении концерта прозвучат песни и романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой.

Современники называли её «королевой романса» и «белой цыганкой». Силач Иван Поддубный говорил: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева». Стоимость билетов на концерты «несравненной» Анастасии была сопоставима разве что с билетами на шаляпинские выступления, но народ валил валом.

К сожалению, умерла «королева романса» в 41 год. Её сгубил редкий для тех времён диагноз – рак крови.

Для Вяльцевой писали лучшие композиторы и поэты тех лет, в том числе Николай Зубов. Его песни, салонные и цыганские романсы, созданные для «белой цыганки», прозвучат во втором отделении концерта. Зубов впервые услышал Анастасию Вяльцеву в 1899 году и до 1905 года создавал музыкальные произведения только для неё. Среди самых известных творений Зубова – романс на собственные стихи «Не уходи, побудь со мною» (12+). 

Последний романс «Я хотел бы тебя забыть» (12+) был создан Николаем Зубовым, когда певица уехала на Дальний Восток к раненному на Русско-японской войне гвардейскому офицеру Василию Бискупскому, ставшему впоследствии её мужем. И больше музыки Зубов не писал…