Не город, а кино. О чем художественный фильм «Студия Нижний»?

Главный герой - фотограф Никита Пирогов (его играет Иван Пилявский), снимающий фотографии по технологии XIX века. © / Кадр из фильма

Художественный фильм «Студия Нижний» с успехом идёт в больших кинозалах Нижнего Новгорода и Дзержинска. Режиссер Евгений Кудельников рассказал «АиФ-НН», что добиться поставленной цели можно вопреки всему, если не бояться и по-настоящему влюбиться в своё дело.

   
   

Запомните нас счастливыми

- Тех, кто ещё не успел посмотреть, интересует вопрос - о чём кино? Мнения тех, кто картину уже увидел, расходятся: одни говорят - про любовь, другие - про Нижний.

Евгений Кудельников:  - Начинающий профессиональный режиссёр обычно делает ставку на то, чтобы фильм отметили на каких-то конкурсах, фестивалях. Это, наверное, даже интересно и приятно.

Но я хотел снять фильм, который будет интересен зрителю. «Студия Нижний» - музыкальная мелодрама. Главный герой - фотограф Никита Пирогов (его играет Иван Пилявский), снимающий фотографии по технологии XIX века. Он талантлив, но не вписывается в современные концепции. В какой-то степени Пирогов олицетворяет старый город. Никита знакомится с девушкой, но из-за волнения записывает её телефон с ошибкой. Чтобы найти незнакомку, он обзванивает все возможные номера.

Действие разворачивается в основном в Нижнем, причём не только в современном, но и в прошлом, и в будущем городе. К примеру, одно дело рассказать легенду о Коромысловой башне нашего кремля, другое - увидеть всё своими глазами.

В эпизодах фильма снялись многие известные земляки: рок-музыканты Сергей Чиграков и братья Кристовские, художник Наталия Панкова, победительница конкурса красоты Анна Татаринцева, актёр Олег Тактаров. У фильма, кроме художественной, есть ещё и туристическая составляющая. Это, по сути, качественный гид по исторической части Нижнего.

Я люблю Нижний Новгород, родился тут, вырос. Мы привыкли: ну, откос, ну, Дятловы горы. А приезжают к нам гости, смотрят - и у них дух захватывает. Я хотел объединить город и сюжет мелодрамы.

   
   

Нам везло на съёмки. Все знают, что День города часто совпадает с хмурой погодой и таким же не совсем праздничным настроением горожан. Но мы снимали в 2011 году на пл. Минина этот праздник, и там была светлая атмосфера: много детей, полное отсутствие агрессии. Потом так же повезло со съёмками Масленицы на Щёлоковском хуторе. Погода не подвела, снег ещё не растаял, сильные морозы отступили. Мы показали нижегородцев счастливыми, хотя эта особая нижегородская тоска там тоже, конечно, присутствует.

Учились всему на месте

- Евгений, как ты решился снимать фильм без серьёзного бюджета?

 - Сейчас очень мало людей, которые берутся за какое-то дело, не ставя во главу угла товарно-денежные отношения. А мы сумели объединиться и сделать фильм, опираясь в большей степени на заинтересованность в деле.

Сказать, что мы начали съёмки с совсем пустыми карманами, тоже нельзя. Я показывал идею фильма о Нижнем Новгороде всем, кому только мог. Нашёлся человек, который в нас поверил и дал первые деньги. Был выбор: начать съёмки или ждать, когда будут деньги. Я решил не ждать. Собрал команду, и мы начали.

За это время я научился многому: я и режиссёр, и сценарист, и кинооператор, и монтажёр, и водитель, если надо, и грузчик, если необходимо. Когда первые деньги кончились, мы обращались за помощью к нижегородцам. В титрах фильма указаны все, кто нас поддержал, мы благодарны каждому.

Самый скромный бюджет российского фильма сейчас - 50 млн руб. Наш бюджет - 12 млн руб. И у нас есть и компьютерная графика, и натуральные съёмки. При этом профессионалы у нас были только актёры - все остальные учились всему на месте.

Но самое удивительное здесь - даже не сумма, а то, что фильму, снятому на никому не известной провинциальной студии, удалось пробиться на большой экран.

Что важно зрителю

- А как возникла идея фильма? Чтобы преодолеть столько трудностей, надо было иметь очень большое желание рассказать эту историю. Ты хотел стать режиссёром в детстве?

- В детстве я об этом даже не думал. Хотя видеокамера в мои руки попала очень рано - подарили родители, когда учился в старших классах. Мне нравилось снимать, но я не видел в этом своей профессии.

Мои родители - врачи: папа - хирург, мама - терапевт. Я понимал: отец хочет, чтобы я продолжил семейную династию. И я очень ему благодарен за то, что он никогда на меня не давил и искренне радовался всем моим успехам. После 40-го лицея я поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики в университет, пока учился, увлёкся программированием, компьютерной графикой. К получению диплома уже работал. В какой-то момент у нас закупила технику местная телестанция. Потом выяснилось, что работать на этой технике там никто не может, так я оказался на телевидении. До сих пор вспоминаю его с теплотой. Там я научился главному - зрителя не интересуют твои амбиции, заслуги, звания, ему всё равно, как ты это снимал, монтировал, зрителю важно то, что он видит, готовый продукт.

Идея фильма «Студия Нижний» возникла в 2010 году, когда я готовил рекламный ролик для оператора сотовой связи. Так совпало, что в это же время произошла техническая революция. Снять качественный фильм стало возможным без использования дорогостоящей аппаратуры.

- Всё ли из задуманного удалось показать в фильме?

- Удалось многое. Косяки в фильме есть, но они в основном технические, и зритель их не замечает. Я порезал огромный фильм до одного часа 55 минут. Главная радость - зрители приняли наш первый полностью нижегородский фильм на ура. Когда я узнал, что на сеансы в огромные кинопрокатные залы приносят приставные стулья, то был ошеломлён.

Сейчас я занят тем, чтобы созданное нами пространство «Кинофактура» продолжало жить, чтобы наша студия продолжала жить, чтобы в Нижнем Новгороде продолжали снимать фильмы не только приезжающие из столицы, а и местные киногруппы. Город очень кинематографичен, здесь много самых разнообразных локаций, он не «затёрт» постоянными съёмками до дыр, здесь удобно работать съёмочной группе.