Нижегородский театр драмы замахнулся на Ивана Бунина

   
   

Кто для нас Иван Бунин? Великий писатель, нобелевский лауреат, поэт, воспевший любовь к Родине, женщине, искусству, разоблачитель революции? Или противоречивый, обезумевший от страстей герой фильма Алексея Учителя «Дневник его жены»?

Глазами женщины

Спектакль вряд ли можно назвать проходной премьерой.Поставлен по пьесе современного драматурга Рустама Ибрагимбекова (автора «Белого солнца пустыни», «Утомлённых солнцем», «Сибирского цирюльника»). Бунин здесь не автор произведений, по которым поставлен спектакль, а главное действующее лицо. Главная героиня - интересная азербайджанская писательница, эмигрантка Ум-Эль Банин, чьи воспоминания о Бунине «Желчь и мёд» и легли в основу пьесы.

- Я не хотел ставить спектакль о Бунине-боге, Бунине-кумире, - признаётся режиссёр Карен НЕРСИСЯН. - Я не старался вытащить из его биографии жареные факты, поспекулировать на его отношениях с женщинами. Я его обожаю как писателя, но не знаю как человека. Поэтому в спектакле Бунин предстаёт перед нами через призму любви, мы смотрим на него глазами Банин, связанной с ним очень сложными чувствами. Она и после его смерти в духовном конфликте с Буниным.

Карен вспоминает, как ему позвонил Георгий Демуров, худрук драмтеатра, и предложил замахнуться на эту пьесу, сразу обозначил актёрский состав. У молодого режиссёра возникло лёгкое отторжение: «Могу ли? Имею ли право?» Пожалуй, решающую роль сыграло одобрение Ибрагимбекова. На рассказ о будущем спектакле, о сомнениях из разряда «как не переломать хребет пьесе» он ответил:

- Ставьте, меняйте пьесу как угодно. Ради бога! Главное - чтобы была любовь…

Болезнь и жажда

Июнь 1946 года. Париж. Квартира молодого литератора эмигрантки Банин на улице Ларистон. Автор - 60-летняя Ум-Эль (Маргарита Алашеева), которая и повествует зрителю, что же такого необычного стряслось с ней тем летом в самой романтической столице Европы…

   
   

Молодая женщина (Юлия Муранова), ей не так давно исполнился 31 год, достаточно успешная писательница. Независимая, красивая. Где-то далеко остался Баку, который она покинула в 19 лет, неудачное замужество, потерянная семья и Родина. Гражданка Франции, она не стала здесь до конца родной. Самостоятельная, гордая, всегда готовая отбить нападки завистников и навязчивых ухажёров, резкая.

Появляется он (Валерий Никитин) - статный старец, признанный гений, испытанный славой, любовью множества женщин, восторгами и завистью, желчный, самоуверенный мастер. Он считает, что и эта «чёрная роза Востока» без особых с его стороны усилий упадёт в его объятия. Но…

Спектакль построен на череде встреч и расставаний, диалогов и споров, прикосновений и поцелуев. Её мучают сомнения: Бунин женат, «Я для вас только объект для творчества», любит ли. А Иван Алексеевич начал ухаживать с азартом охотника, подстерегающего жертву, и не заметил, как сам попал в капкан болезненного чувства любви, и жажды обладания, и фатальной невозможности быть вместе. Женщина, такая загадочная, красивая, в которой скрывается очарование, загадка и… жестокость Востока, не отдаётся ему полностью. Он и рад бы уйти, да не может.

В другой жизни…

Спектакль, по замыслу режиссёра, красивый акварельный этюд, на холсте проступают люди, события, судьбы, непримиримый конфликт Востока и Запада, жажда единоличного обладания и право на личную свободу. Их обнимает лёгкое дыхание музыки, они заключены в пирамиде, где переплелись огонь, духовная сила, смерть и вечное возрождение. И как оборвать порочный круг бесконечного поединка?

Две женщины - взрослая Ум-Эль и молодая Банин - как будто не могут поделить Бунина. Юная возлюбленная мучает его, заставляет изнывать. Взрослая готова ему простить всё - и 40 лет в браке, и изначальное желание лёгкой интрижки, и предложение поехать в качестве любовницы в тур по Италии. Она его любит. Теперь это видно. Если бы они встретились сейчас, всё было бы хорошо... Бунин и тянется к ней, но любит он другую, невыносимо жестокую к его чувствам Банин.

- Вы меня любите?

- А вы меня?

- Я вас ненавижу!

…Герои расстаются.

Хочется крикнуть героине: «Прекрати его мучить! Позволь себе любить! Хоть раз в жизни почувствуй счастье!» Бесполезно. Сценарий можно изменить, божий промысел - вряд ли. А вдруг они встретились? В другой жизни…

Смотрите также: