Откуда пробел в познании точных наук и чем его восполнить? Как помочь ребёнку разглядеть под микроскопом собственное научное будущее? Разбираемся вместе с кандидатом физико-математических наук, научным сотрудником Института прикладной физики РАН Антоном Седовым.
К далёким галактикам
- Антон Сергеевич, при ИПФ РАН много лет действует образовательная площадка для ребят, которые мечтают связать жизнь с наукой - «Школа юного исследователя». Вы один из её педагогов. Чему вы учите детей?
- В институте достаточно давно сложилась целая система подготовки научных кадров. Сама школа начиналась с летних физико-математических смен при институтском лагере. Проще говоря, дети отдыхали и задачки решали.
Потом наши руководители пришли к выводу: надо создать научное объединение учащихся 8-11-х классов городских школ и заниматься с детьми физикой, астрономией, математикой, прикладной информатикой, химией, биофизикой круглый год.
- Неужели есть желающие после основной школы ещё и в дополнительную ходить?
- Отбор участников всегда конкурсный. В среднем набираем 65 ребят, но желающих значительно больше. Мы же не просто читаем лекции - мы предлагаем им стать настоящими исследователями.
Каждый ребёнок за время обучения проводит собственную научную работу под руководством опытного наставника из числа сотрудников института, презентует её компетентному жюри, получает оценку. Тему может выбрать сам или взять предложенную взрослыми. Мы не требуем от ребёнка придумать вечный двигатель, но объясняем: он в научной работе исследует пусть и небольшую, но часть задачи, актуальной для всего человечества.
- И каковы результаты исследовательских работ?
- От моделей молниеотвода до исследований излучений галактик. Важно, чтобы была культура эксперимента. Ребёнок должен понимать, что, как и зачем он сделал.
- Зачем это нужно институту и лично вам? Работы наверняка много и по основному профилю?
- У такой работы с молодёжью всегда есть несколько целей: повышаем общий уровень образования и решаем собственную кадровую проблему. Массовый отток серьёзных учёных из страны в 1990-е годы до сих пор даёт о себе знать. Стараемся ребятам показать, что наука - это интересно, здорово. Комфортнее входить в научную среду, если ты знаешь её со школьной скамьи.
Что касается лично меня, то с умными детьми интересно общаться любому взрослому.
Влюбиться в микроскоп
- На ваш взгляд, склонность к точным наукам - врождённое качество или его можно развить?
- Порой человек должен быть любопытен, а не талантлив. Всегда стремиться узнать что-то новое - вот основная черта характера учёного-исследователя. Это касается и гуманитарных наук.
Конечно, родители должны ребёнка направлять. В большинстве случаев детям в свободное время интереснее в компьютерные игры поиграть или в футбол погонять, чем учиться. Мой папа со мной, например, задачки решал, когда заметил мой интерес к точным наукам.
Я часто привожу такой пример: многие, закончив технический вуз, идут потом работать менеджерами, но практически никто, отучившись на менеджера, не становится учёным. Важно интерес к точным наукам подхватить в раннем возрасте, не дать ему погаснуть.
- Здесь, наверное, нужна некая эволюция преподавания точных наук. Современным детям скучно просто решать написанный на доске пример…
- Мне как преподавателю «Школы юного исследователя» проще. К нам дети уже приходят мотивированными. Они уже тратят свободное время на учёбу и увлечены точными науками. Но я ещё преподаю в университете и там стараюсь студентам показывать видеопрезентации, опыты демонстрировать.
Это вообще слабая сторона нашего образования. Мало проводится лабораторных работ. Например, ученикам пишут пример на доске или дают задачу про скорость падения тела. Но показать, как это тело падает, и измерить эту скорость падения секундомером в жизни времени не остаётся. Иногда ребёнку достаточно просто посмотреть в микроскоп, чтобы в биологию влюбиться. Хотя, конечно, у школьных учителей сегодня другие задачи - натренировать ребёнка для сдачи Единого государственного экзамена.
- Как вы, кстати, к ЕГЭ относитесь?
- Вы знаете, неплохо отношусь. Задания ЕГЭ по точным наукам сложные, хорошо подготовленные. Иногда ребятам на занятиях предлагаю их порешать. В свободном режиме, без нацеленности на высокий оценочный балл, это даже им интересно.
Единый государственный экзамен за 15 лет существования проделал огромный путь. Наверное, то, что мы видим сейчас, тоже не его окончательная форма. Уверен, будет лучше. Я, например, считаю большим плюсом ЕГЭ доступность вузов в других городах для выпускников школ.
Научный стенд-ап
- В «Школе юного исследователя» ребят учат грамотно оформлять научную работу, вести дискуссии, осваивать технологии публичного выступления. Это тоже часть работы современного учёного?
- В советские времена учёный получал зарплату в государственном институте и спокойно занимался исследовательской деятельностью. Если он делал это хорошо, то продвигался по карьерной лестнице.
Сейчас времена изменились. В науке также есть бюджетные деньги, за которые, кстати, тоже много спрашивают. Большая же часть - грантовое (конкурсное) финансирование научных трудов. То есть вы ещё должны доказать, что вы сможете выполнить эту работу. Надо сделать хорошую самопрезентацию, полностью описать алгоритм предстоящей деятельности - это целый бизнес-план. Отчёт написать по гранту, по полученным деньгам, - тоже искусство.
Нужно как можно раньше учиться рассказывать о сложном просто. Я вообще одобряю популяризацию науки, когда любое выступление оратора - такой стенд-ап. Надо уметь, порой и шуткой, заинтересовывать своей работой любого слушателя.
- Сегодня успешные молодые учёные хорошо зарабатывают. Ребята этой стороной вопроса у вас интересуются?
- Этим скорее интересуется их родители. В любой сфере люди добиваются высоких показателей, если они полностью отдаются делу. Человеку не может везти всё время. Если он ленится, то однажды проиграет.